В Верховной Раде на прошлой неделе активно обсуждали проект закона "О разрешительной системе в сфере обращения со специально определенными видами оружия, боеприпасами к ним, средствами индивидуальной защиты и активной обороны, взрывчатыми материалами промышленного назначения" (№3066). Несмотря на длинное название, украинцев в нем интересует один короткий пункт: с 25 лет, если будет на то воля парламентариев, всем психически здоровым, ранее не судимым, официально - благополучным гражданам могут разрешить покупать и носить пистолеты с резиновыми пулями так называемого травматического действия.
Пока Комитет ВР по вопросам промышленной и инвестиционной политики отправил этот проект на доработку. По мнению народных депутатов, сопроводительные документы к законопроекту должны содержать более детальное обоснование необходимости его принятия, социально-экономические, правовые и другие последствия его практического применения. В то же время необходимо понимать, что закон подготовили в правительстве и шансов на то, что новый доработанный вариант примут, очень много.
|
Однако существует и другая инициатива: не "резиновое", а самое настоящее боевое короткоствольное оружие нужно позволить украинцам для самозащиты. И хоть проект такого закона проваливался уже не раз, даже не доходя до обсуждения в зале Рады, поборники такой идеи твердо намерены снова внести в его парламент.
Жаркие дискуссии не прекращаются и между читателями "Комсомолки", которая уже не раз поднимала тему об оружии. С одной стороны, желающих купить тот же травмат, а еще лучше -боевой пистолет на законных основаниях немало. Хотя бы для самоуверенности, ведь есть в оружии некая магия, делающая человека значимее в собственных глазах. С другой - люди высказывают опасения, что Украина может превратиться в поле кровавого боя. Вот о том, что может произойти, нужно ли, можно ли вооружать украинцев и как обеспечить максимальную безопасность - об этом говорили, а правильнее сказать - спорили участники круглого стола в редакции "Комсомольской правды".
Избранным можно, а чем другие хуже?
|
Валентин Медвидь: - Вокруг проекта закона о разрешительной системе, по-моему, слишком большой ажиотаж. Почему-то все думают, что органы внутренних дел будут бесконтрольно выдавать оружие. Нет! Законопроект регулирует вопросы контроля над оборотом предметов ограниченного распространения - охотничьего оружия, травматического, взрывчатых материалов промышленного назначения и так далее. Что МВД берет под контроль, а что - нет. Например, на пневматическое оружие калибра 4,5 мм скоростью полета пули свыше 100 м сейчас, к сожалению, не нужно разрешение. Почему к сожалению? Но такое же пневматическое оружие 5,5 калибра попадает под действие разрешительной системы. Мы бы хотели на сегодняшний день взять под контроль и пневматику калибра 4,5 мм, потому что такие винтовки, к примеру, итальянского производства очень серьезное оружие. А все оружие травматического действия, безусловно, будет находиться под контролем.
- Сегодня приобрести травматы могут только ограниченные категории лиц: судьи, прокуроры, журналисты. Справедливо ли, что они имеют право на самозащиту, а обычный законопослушный человек - нет?
|
Эдуард Багиров: - И в Конституции, и в Международной конвенции по правам человека, и в Уголовном кодексе четко прописано, что любой человек имеет право всеми эффективными методами защищать свою жизнь и имущество. В том числе с оружием. Но учтем, что сегодня справку от психиатра или нарколога можно купить за пару копеек. А эти документы - основа для получения разрешения на ту же травматику. О доступности оружия можно говорить только при условии, что будет создан некий единый центр, где на одном этаже разместятся психиатр, нарколог, психолог и технические службы и работа будет прозрачной. А пока этого нет, не могу быть сторонником данного законопроекта. Я понимаю, что украинцы ничем не отличаются от граждан Молдовы, России, где законы об оружии приняты. Но все-таки я бы не стал давать разрешения на травматику всем подряд.
- Для коррупции и сейчас существует много лазеек. Право на травматы имеют добровольные общественные помощники милиции, пограничников. А такое удостоверение "нарисовать" просто.
Э.Б.: - Критерием разрешения на травматическое оружие сейчас является зона риска, в которой находятся люди определенных профессий. Да, этим могут злоупотреблять. Но разрешительную систему тут не в чем винить. Им приносят пакет документов, которые имеют юридическую силу, а является человек членом общественного формирования или купил эти "корочки" - никто не знает. Вот потому, если мы расширим список граждан по профессии, по возрасту, коррупция может возрасти.
Пистолет или револьвер
|
Георгий Учайкин: - Только за первое полугодие 2013-го в Украине от рук преступников погибли 4069 человек. Эти люди были лишены шанса на защиту своей жизни с оружием в руках. Многотысячное войско МВД не способно уберечь граждан Украины от преступников. В таких условиях вести разговор о том, что украинцам необходим закон о разрешительной системе, а не закон об оружии… Если это не преступление, то я не могу подобрать слова! На самом деле МВД хочет законодательно закрепить свое монопольное положение на рынке предоставления вооруженных охранных услуг и оборота оружия среди населения. А необходимо переводить разговор в плоскость права человека на самозащиту. И говорить нужно не о травматическом оружии, от которого никакой пользы, а только вред, а о короткоствольном нарезном.
- То есть боевом оружии, вы имеете в виду?
Г.У.: - Назовем это так. Согласно данным аналитического центра Small Arms Survey, в Европе наиболее вооружены Швейцария, Финляндия, Швеция, Норвегия, Франция, Австрия, Исландия. Это страны, где уровень преступности в разы ниже, чем в Украине, которая болтается в самом конце списка по количеству владельцев оружия.
Э.Б.: - МВД стремится к монополии, чтобы не позволить оружию попасть в руки преступников. Представитель общественной организации говорит, что мы должны позволить гражданам покупать боевое оружие для самозащиты. При этом умалчивается бизнес-составляющая вопроса. Если оружие в Украине будет в относительно свободном обороте, прибыль его продавцов, будь это государственные или коммерческие структуры, ежегодно составит минимум 600 - 700 миллионов долларов. Никто не возражает, и я тоже, чтобы оружие законодательно позволили. Но при коррупционных составляющих может получиться так, что жертв преступлений будет не четыре тысячи, а вдвое больше.
Г.У.: - Все аргументы наших оппонентов сводятся к утверждению, что украинцы не такие, как все. Дескать, сначала напьются, а потом перестреляют друг друга. Ерунда! На самом деле многие люди у нас уже имеют оружие и владеют им ответственно. Не бегают пьяные, не стреляют куда попало. Людям необходимо вернуть право защищать себя современными средствами самообороны. Также мы настаиваем на том, чтобы дать правовой статус всему оружию, которое уже есть у украинцев. Наши граждане должны иметь право выбора между пистолетом и револьвером.
В.М.: - Государство и МВД категорически против распространения среди населения короткоствольного нарезного оружия. Потому что есть статистика преступлений, которая свидетельствует не в его пользу. Разрешение на свободную покупку такого оружия будет способствовать тому, что на его владельцев станут нападать, чтобы отобрать пистолет и использовать его для преступных целей.
Мы пока не готовы?
- Позвольте сказать свое слово женщине.
|
Светлана Франчук: - Я как женщина и как человек, умеющий обращаться с пистолетом, на все 100 согласна с тем, что закон об оружии должен быть принят. Люди должны прежде всего осознать, что оружие - это не престижная игрушка, это даже не просто средство самозащиты. Становясь владельцами оружия, люди должны брать на себя определенные обязательства и ограничения. Их необходимо прописать в законе. Что касается защиты жизни и свободы, то миллионы людей живут в демократических странах, где приобретение и ношение оружия очень жестко регламентировано государством. В Великобритании, к примеру, даже констебли не имеют права носить боевое оружие на посту. Я не хочу говорить, увеличится или нет в случае свободного оборота оружия количество погибших сограждан. Но все юристы, милиция, правозащитники знают, что до 90% всех убийств в Украине совершаются на бытовой почве и, как правило, в нетрезвом состоянии.
Г.У.: - Чем убивают? Табуреткой, ножом. Без пистолетов обходятся.
С.Ф.: - Будут пистолеты - будут ими пользоваться. Но дело не в этом. Безусловно, некоторые бизнесмены и отдельные лица заинтересованы в том, чтобы выйти на рынок оружия, где крутятся очень большие деньги. Но лично я - за государственную монополию. Закон необходим, но только такой, который бы реально выполнялся. А не противоречил, к примеру, отдельным нормам Уголовно-процессуального кодекса. То есть законодательство должно быть синхронизировано, а это очень большая, очень ответственная работа. И пока наше общество не готово к тому, чтобы оружие было в свободном доступе.
- А если свободную продажу травматов все же узаконят?
Г.У.: - Тогда я официально предупреждаю: буду прятаться или ходить с охраной. Количество людей, которые не понимают последствий использования травматического оружия, а также отсутствие полноценной подготовки стопроцентно повлекут всплеск уличной преступности. Вы посмотрит е, что происходит в России, которая решилась на массовую продажу травматов. Каждый день кого-то убили, застрелили, покалечили, выбили глаз. Человек не знает, что выстрел из травмата в упор равен выстрелу из боевого оружия. А как идентифицировать резиновую пулю в случае преступления? Они не вносятся в пуле-гильзотеку как пули для нарезного оружия.
Сначала нужно научить
- Давайте вкратце подытожим. Про боевые пистолеты пока речь не идет. Травматические теоретически могут разрешить. Ваше мнение?
Э.Б.: - Такой закон можно принимать только после общественного обсуждения, консультаций с экспертами. Это первое. Второе - предварительно готовить людей.
В.М.: - Оружие должно быть под жестким контролем государства. Не хотите МВД - поручите СБУ. Но это должен быть исключительно орган государственной власти. И требования к хранению оружия нужно ужесточать, чтобы исключить такие случаи, как произошел недавно, когда подросток нашел оставленное отцом без присмотра заряженное охотничье ружье и, играя, выстрелил в своего сверстника. Ребенок от полученных ранений погиб.
С.Ф.: - Без прав мне не позволят сесть за руль, потому что я буду представлять опасность на дороге и для себя, и для других. То же самое с оружием. Прежде чем его разрешать, необходимо продумать, как людей будут обучать этим оружием пользоваться, кто это будет делать и кто понесет ответственность
Г.У: - Однозначно: травматы запретить! Создать закон об оружии, который даст людям право на настоящую защиту, на выбор: пистолет или револьвер. При этом, безусловно, должна быть построена мощная система подготовки будущего владельца оружия, которую необходимо вывести из системы МВД, чтобы не создавать коррупционные схемы. Учить должны одни люди, а вот принимать экзамены должно МВД. И тогда будет порядок.
Преступления, совершенные с применением оружия за последние четыре года*
* Статистика МВД.
Только цифры
На учете органов внутренних дел пребывают:
- 1290 объектов разрешительной системы с оружием, где хранятся 50 704 единицы оружия, 282 склада со взрывчаткой.
- 654 250 владельцев охотничьего огнестрельного оружия, на руках у которых находятся 726 699 гладкоствольных ружей, 99 160 единиц нарезного оружия, 4 854 комбинированного оружия.
Зарегистрировано:
- 177 768 собственников устройств, снабженных резиновыми пулями, на руках которых находятся 183 030 единиц оружия.
- 680 013 единиц наградного огнестрельного оружия (владельцы - участники боевых действий, сотрудники МВД, народные депутаты, чиновники высокого ранга).