Самые общительные горожане живут на Правом берегу, а обитатели центра - молчуны

В День социолога "Комсомолка" выяснила, как Запорожье выглядит с точки зрения представителей этой науки.

Запорожцы неохотно принимают участие в социологических исследованиях. Фото: архив «КП».

"Наш герой – не Голливуд"
 
- Для большинства СМИ социологи – это просто безумные люди, бегающие с анкетами. Однако Пал Тамош, известный венгерский социолог, назвал их робингудами общества – добрыми разбойниками, которые помогают людям. Социология – генерализирующая наука. Она как внимательный наблюдатель не дает управлению в разных сферах развития общества уходить от человека и отношений между людьми. Что позволяет смотреть на общество в целом. А этого часто не хватает государственному управлению, - говорит доктор философских наук, профессор, декан факультета социологии и управления ЗНУ Максим Лепский.
 
Социологи анализируют интересы, чаяния и переживания запорожцев, чтобы на их основе моделировать развитие нашего общества – это в идеале. Но сегодня чаще всего работа социолога граничит с маркетингом – специалисты проводят исследования рынка, чтобы предприниматели знали, в каком направлении продвигать свои товары и услуги на рынке. Ну и разумеется, самая горячая пора для запорожских социологов – это выборы. 
 
Однако это совсем не значит, что в городе не осталось места исследованиям, главная задача которых - улучшение нашей с вами жизни. Например, студенты и преподаватели Запорожского национального университета выяснили, что горожане сегодня все больше интересуются именно местными новостями.
 
- Тенденция эта наблюдается с 2002 года. Все больше возрастает интерес к региональным передачам. Одна из причин – это то, что национальные программы дают очень много негативной информации, от которой наши люди уже устали, - говорит Максим Лепский. 
 
Еще одно исследование запорожских социологов показало, какого героя на телеэкране сегодня хотят видеть запорожцы. Как оказалось – эта позитивная личность, совсем не боец из голливудских блокбастеров. Он не участвует в конфликтах, но при этом готов отстаивать интересы и свои, и своей родной земли. Портрет идеального запорожца (хотя в данном случае можно его обобщить до украинца), социологи передали режиссерам телевидения и кино. Так что можно надеяться, что в скором времени мы увидим на экранах его воплощение. 
 
Не хотим перемен
 
Какими бы занимательными и полезными ни были исследования социологов, а все-таки запорожцы не особо охотно принимают участие во всевозможных опросах, анкетированиях и фокус-группах. 
 
- Кстати, существуют даже различия по районам. Вот, например, легче всего работать в Ленинском и Хортицком – там люди легко идут на контакт и принимают участие в социсследованиях. И, как ни странно, чем ближе к центру, тем менее открыты горожане. В Орджоникидзевском и Жовтневом районах работается труднее всего, что лично для меня странно. Ведь здесь живут наиболее обеспеченные и, так сказать, продвинутые запорожцы, - рассказал "КП" социолог Михаил. 
 
Практика показывает, что даже местные предприниматели далеко не всегда оценивают важность социсследований. Большинство заказов социологи получают от представителей других, более крупных городов. 
 
- Вот была история: будучи студентами, мы с одногруппниками предложили одной запорожской турфирме провести бесплатное исследование. Те согласились – им это было выгодно, да и нам тоже: нужно было попрактиковаться. Со временем мы это исследование расширили и хотели провести презентацию для всех желающих турагентств. Но зала мы, увы, так и не набрали, - говорит Михаил. 
 
Такое невнимание к социологии со стороны предпринимателей и горожан, по словам экспертов, ничем хорошим для города не обернется. 
 
- Социологию не воспринимают тогда, когда назревший кризис выгоден, - уверен профессор Лепский. - Посмотрим на цифры. В США около 1200 так называемых "фабрик мысли" - социологических и прогнозных центров, которые и занимаются исследованиями проблем и разрабатывают пути их решения. В России таких центров 200, а в Украине – не больше 12. 
 
Итог неутешительный. Горожане неохотно участвуют в разного рода социсследованиях, тем самым забывая главное правило: чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно в этом принять участие.
 
КОНКРЕТНО
 
Каков он, запорожец, глазами городских социологов?
- Устал от негатива в СМИ.
- Живо интересуется событиями, происходящими в его городе.
- Неохотно принимает участие в социологических исследованиях.
- Выбирая тот или иной товар, услугу, опирается на советы знакомых, обсуждения на форумах и интернет-рассылку.
- Интересуется здоровым образом жизни, но не очень охотно ему следует.