Выручил мобильный
Месяц назад во Львове произошла трагедия - двухлетний малыш упал в открытый канализационный колодец и погиб. Весной подобная история случилась и в Днепродзержинске. А буквально на днях в Приазовском районе в колодец упала женщина. Пролетела она три метра, прежде чем удариться о дно. Благо серьезно не пострадала, но выбраться из западни самостоятельно не смогла. Выручил мобильный телефон - женщина набрала номер спасателей, которые и вытащили ее из колодца.
В Запорожье эта проблема тоже стоит остро.
- Только наших люков ежедневно воруют по 10-15 штук, - говорят сотрудники "Водоканала". - Страдают от "металлистов" и другие коммунальные предприятия. Вот и выходит, что в день в Запорожье недосчитываются 20-25 крышек.
В основном люки уносят с тротуаров и зеленых зон, но иногда "руки загребущие" доходят и до магистральных колодцев. Например, на днях милиция поймала "металлиста", который, прикидываясь таксистом, крал люки. В гараже у него нашли 60 фрагментов канализационных крышек общим весом более 400 килограммов. Еще 5 люков металлист хранил в багажнике своей машины.
Но если люки воруют буквально каждый день, то ставить новые не спешат. В итоге, если утром крышка была, то не факт, что, возвращаясь домой по темной улице, вы не упадете в уже открытый колодец.
- Живу неподалеку от цирка. Прямо возле здания есть небольшая парковка, и там открытый люк. В него побросали ветки, которые сигнализируют, что колодец без крышки. Но это же не стопроцентная защита! В цирк привозят сотни детей, и кто-то из них может запросто упасть в канализацию. Людей возле цирка много, и они, по сути, считаются потенциальными пострадавшими, - говорит жительница Орджоникидзевского района Виктория.
Все дороги ведут в call-центр
В Запорожье больше 100 тысяч люков, основная их часть находится на балансе коммунального предприятия "Водоканал" и ПАТ "Укртелеком". Еще за крышки отвечают "Основание" и "Теплосети".
Но оставить заявку нужному предприятию оказалось не так просто. Чтобы сообщить коммунальщикам об открытом колодце, мы позвонили по телефону центральной диспетчерской "Водоканала". Автоответчик бесстрастно сообщил, что нас переключают на линию городского call-центра. Пытаемся набрать районный "Водоканал" - та же история. Решили сообщить об отсутствии люка "Основанию".
- Вы знаете, кому принадлежит люк? Может, "Водоканалу" или "Укртелекому"? – спрашивает диспетчер.
- Нет. Собственно, я пыталась узнать, но меня сразу перебросили на вашу линию.
- Если это придомовая территория, мы принимаем заявку, если нет, тогда мы этими вопросами не занимаемся, - парирует девушка.
- А что же мне делать? Ведь люк возле цирка открыт, и туда люди могут упасть, – продолжаем настаивать.
- Хорошо. Я отправлю заявку на "Водоканал", - сдалась диспетчер.
- А если люк им не принадлежит, что тогда?
- От них придет ответ, что они этим колодцем не занимаются, - подытожила нашу беседу девушка.
Разговор откровенно сбил с толку - ответа конкретного не получили и совета тоже…
За разъяснениями звоним коммунальщикам.
- Человек сам никак не сможет узнать, на чьем балансе находится конкретный люк. Специалисты опознают колодцы по коммуникациям. Поэтому, если горожане заметили, что на колодце нет крышки, нужно срочно звонить в call-центр по телефону 15-80. И выяснять, кто отвечает за люк, должны они, - сообщили коммунальщики. – И крышку должны поставить в день обращения.
В теории звучит все хорошо, но на практике выглядит совершенно по-другому. По городу десятки открытых колодцев, которые горожане сами прикрывают как могут. В некоторых дворах вместо крышек – унитазы, коробки, кресла и другая хозяйственная утварь. Как говорится, чем богаты, тому и рады.
Коммунальщики утверждают, что ни один их люк не открыт. Если крышку украли, они сразу закрывают колодец подручными средствами и параллельно изготавливают железобетонные "таблетки". Но пока корпят над одними колодцами, на других улицах появляются новые открытые люки. И этот круговорот люков в природе, похоже, бесконечен. Но за свой двор стоит бороться. Поэтому систематически и настойчиво необходимо звонить в центральную диспетчерскую, требуя навести порядок.
Полезные телефоны
Куда звонить, если пропала крышка
Центральная диспетчерская – 15-80; 764-21-78.