Юрий Одинокий: Я никогда не возьмусь за дешевую постановку

Режиссер Театра украинской драмы, лауреат восьми премий «Киевская пектораль» ответил на наши вопросы

Режиссер Театра украинской драмы, лауреат восьми премий «Киевская пектораль» ответил на наши вопросы.

В Молодом театре состоялась премьера спектакля Empty trash («очистить корзину» - компьютерный термин). Это тот редкий случай, когда основой постановки стала пьеса современного украинского драматурга Татьяны Иващенко. А воплотил ее на сцене ведущий столичный режиссер Юрий Одинокий. Каждая его работа собирает букеты театральных премий и дипломов. Сразу после премьеры Одинокий пообщался с «КП».

Театр душевнобольных

- Юрий, в вашем спектакле Empty trash поднимаются темы секса и извращений. Вы считаете, что ничем иным зрителя в театр уже не затащишь?

- Я эти темы в своих спектаклях никогда не поднимал, потому что уверен: зрителя можно привлечь только хорошей режиссурой, драматургией и мастерской игрой артистов. Я сам выбрал пьесу Татьяны Иващенко, которая сначала называлась «Проклятие цыганки». Но в процессе работы тема была существенно изменена. И поднимаются там вопросы не секса, а людей, нуждающихся в помощи психотерапевта. По большому счету эта пьеса о том, как любовь помогает ближнему. Я не хочу сейчас пересказывать сюжет, потому что это будет похоже на аннотацию к фильму Тарковского «Сталкер», которую я увидел в Одессе: «Картина о трудной судьбе трех контрабандистов, попавших в зону, из которой им не выбраться». Наш спектакль тоже не вписывается в несколько предложений. Это поток современного бытия. А суть сюжета в том, что психотерапевт лечит больных ролевыми играми. Это известная в психиатрии методика. Такой вот театр душевнобольных.

- Почему вы стали театральным режиссером, ведь эта профессия не приносит таких дивидендов, как кино?

- Судьба такая. Я много чего умею, но театральная режиссура у меня получается лучше всего. А это счастье, когда работа дарит радость. Каждый новый спектакль я начинаю с чистого листа - никаких навыков или наработок. Ты словно окунаешься в другой мир со своими правилами и законами. И твоя задача - угадать правила драматургии. Это тяжело. Но самое большое наслаждение состоит именно в том, чтобы открыть новый мир. Об этом писал еще Кастанеда.

- Увлекаетесь эзотерикой?

- Увлекаются коллекционированием. А я верю в законы мира, во влияние планет и энергий на все, что с нами происходит. Я в свое время немного все это изучил, даже занимался китайской энергетической гимнастикой цигун.

«Братья Карамазовы» - это переломный момент

- Какой поток энергии несет телевидение?

- Здесь нет однозначного ответа. Есть канал Discovery, несущий положительную энергию. А есть мелкие и пошлые каналы, не обладающие таким качеством. Главное, чтобы был выбор. Я люблю программы о животных. Сюжеты о природе всегда чисты.

- Вы долгое время были лицом Театра драмы и комедии на Левом берегу. Почему перешли в Театр украинской драмы?

- Я уволился с «Левого берега» еще в 1999 году и потом долгое время работал приглашенным режиссером в театрах Украины и России. И только после «Братьев Карамазовых», получивших в 2005 году восемь премий «Киевская пектораль», дирекция Театра имени Франко пригласила меня в штат. Сейчас тружусь в лучшем театре мира, хотя и продолжаю ставить спектакли на стороне - вот в Молодом театре, например.

- Можно сказать, что «Братья Карамазовы» стали для вас переломной постановкой?

- Да. Ведь я всю жизнь мечтал воплотить на сцене такое огромное полотно. Сам сделал инсценировку по роману Достоевского. Рад, что спектакль получился ансамблевым, а не бенефисом одной звезды.

Детей нельзя обманывать

- Не страшно после такого успеха приступать к весьма фривольной комедии «Фигаро»?

- Не страшно. «Фигаро» - это совершенно другой мир, который мы заново постигаем. Любовь, деньги и предательство актуальны всегда. Хотя спектакль даже не об этом, а о человеческом духе! Это история о человеке, попадающем в сложные обстоятельства и преодолевающем их. Я ставлю трагикомедию по мотивам пьесы Бомарше. Зрителю будет интересно увидеть другую, весьма трагическую сторону этого произведения. В спектакле заняты ведущие актеры: Остап Ступка, Алексей Богданович, Лесь Заднепровский, Ирина Дорошенко.

- А правда, что на роль графини Альмавива вы хотели пригласить Ольгу Сумскую, но руководство театра запретило?

- Неправда. Сумская действительно предложила эту идею, но у нас не театр приглашенных звезд. Среди франковцев немало прекрасных актрис, поэтому я разделяю позицию руководства, которое на это не пошло.

- Не хотите ли поставить детский спектакль? Все-таки у вас у самого двое детей...

- Уже поставил - в московском театре «Каскадер». Спонсоры в мою постановку вложили 100 тысяч долларов, поэтому удалось наполнить сказку трюками, полетами, цирковыми фокусами… Здесь же сделать такой спектакль - проблема. Но я никогда не возьмусь за дешевую постановку, которую потом еще обязательно прокатят по Крыму, чтобы «накосить капусту» на детях. Детей нельзя обманывать. Для них нужно выкладываться по полной - с дорогой сценографией, хорошими костюмами, интересным сюжетом. Чтобы спектакль стал праздником.

Спектакли

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Юрию Одинокому 42 года. Окончил сначала актерский, а потом режиссерский факультет Киевского театрального института. Работал в Театре драмы и комедии на Левом берегу, Театре русской драмы, московском Театре Романа Виктюка. При посредничестве Алексея Горбунова ездил на смотрины к Олегу Меньшикову, но… не сошлись характерами. С 1 января 2006 года - режиссер Национального драматического Театра им. И. Франко. Заслуженный артист Украины. Есть двое детей: сыну Роману - девять лет, Веронике - тринадцать.