В Дунайском пароходстве бьют тревогу: в последнее время речные суда стали активно осаждать грабители, отбирающие грузы у экипажа. На предприятии их называют обычными ворами, а вот судоходцы уверены: на Дунае промышляют самые настоящие пираты. Только за последние несколько месяцев с десяток крупных краж произошло на румынском и сербском участках реки. Так, на 66-м километре рукава Борча корсары "разделались" с теплоходом "Капитан Жидков", сняв пломбы с грузового судна и украв несколько тонн пшеницы. Вскоре после этого воры попытались разжиться тремя мешками соевого концентрата с судна "Белград", пока экипаж отлучился за второй частью груза. А с теплохода "Львов" прямо средь бела дня стащили с десяток люков и крышек цепного ящика.
– Все происходит очень быстро, – рассказывает речник с многолетним стажем Николай Кривошеев. – Еще с берега эти разбойники забрасывают крюки и незаметно поднимаются на борт, как в фильме "Пираты XX века". Команду загоняют в рубку, фиксируют дверные ручки, и пока несколько человек дежурят у входа с бейсбольными битами, остальные тянут с судна все, что попадает под руку.
Чаще всего нападают в узком румынском рукаве Борча-Бала (район от 240 до 350 километра Дуная), где плавсоставы приходится переформировывать, говорят в ЧАО "Украинское дунайское пароходство". По частоте нападений этот участок сравнивают даже с печально известным Аденским заливом в Сомали.
– Дело в том, что там мы вынуждены оставлять несамоходные баржи на якорных стоянках, – рассказывает председатель правления ЧАО Александр Долгов. – Но никаких пиратов здесь нет, а воровством занимаются местные жители. Главные налетчики в этих краях – цыгане.
По его словам, грабители поджидают, пока отшвартуется сухогруз, садятся в лодку или катер и выходят на "охоту". Долгов вспоминает, как три года назад первыми жертвами нападений на участке в Румынии стали теплоходы "Звездный" и "Капитан Антипов", с которых "корсары" попытались снять силовой кабель.
Впрочем, по словам координатора одесского движения против захвата суден Александра Демидевича, то, что происходит сейчас на Дунае, лишь с большой натяжкой можно назвать пиратством.
– Настоящие пираты, как правило, вооружены, они захватывают судно вместе с экипажем, давят на родственников, требуя выкуп за пленников. А случаи легкой наживы в водах Дуная чаще всего возникают от безысходности селян, те воруют еду и металл, который легко сбыть, – считает он.
Даже в акватории Черного моря близ украинских берегов эксперт не припомнит прецедентов с пиратством. А речники рассказывают: обычные воры прибегают к изощренным кражам и жестким методам вымогательства. Несколько лет назад с баржи УДП-1615 прямо на ходу стащили три тонны кукурузы, а в январе прошлого года банда грабителей напала на караван теплохода "Пермь" в районе 25-го километра дунайского рукава Борча. Тогда 15 человек на несколько часов захватили судно: хотели выбросить за борт матроса и, приставив нож к горлу шкипера, требовали спиртное, сигареты, топливо, и полкилометра тросов.
КОНКРЕТНО
После нападения капитаны пострадавших суден, как правило, составляют акты по каждому факту и сообщают об инцидентах в милицию близлежащих населенных пунктов. Однако дальше заявлений дело не продвигается. Оперативники не спешат расследовать кражу нескольких мешков зерна или пары метров кабеля, отмечают в УДП. При этом эксперты говорят: судна, которые курсируют по Дунаю, являются собственностью Украины, а вторжение иностранцев представляет угрозу интересам государства.
В посольстве Румынии в Украине в свою очередь отмечают, что проблему пиратства, дескать, держат на контроле. По некоторым делам уже нашли подозреваемых, и расследованием занимается местная прокуратура, а, чтобы уменьшить количество подобных случаев, по Дунаю курсируют патрули.