Это случилось 6 ноября неподалеку от Солнечногорска. После обеда, примерно в начале четвертого, Сергей Иванович сошел с дороги на обочину немного передохнуть. Собирался присесть, оперся правой рукой о дерево...
- Тут он в меня и вцепился: чего, мол, не видишь, это теплое местечко уже занято! - улыбается путешественник, рассказывая "КП" по телефону. - И здоровый же, гад, где-то больше метра - прокусил рубашку.
Путешественник обработал рану перекисью водорода и на всякий случай сделал себе два укола: антибиотика (чтобы не было сепсиса, а то вдруг у змеи на зубах был трупный яд) и антиаллергена.
Сразу после укуса рана немного распухла. Но на наши настойчивые увещевания зайти где-нибудь по дороге в медпункт, опытный путешественник отмахивался: что нового, мол, может ему рассказать какой-нибудь сельский фельдшер.
- Чтоб я чаще повязку менял? Знаю, у меня это отработано, - сказал Сергей Иванович.
|
Действительно, опыт по этой части у нашего известного ученого-путешественника имеется, и немалый. Потому как во время многочисленных экспедиций змеи несколько раз уже кусали его. И не "безоружные" полозы.
Так, когда-то в Китае его "попробовала на зубок" болотная змея.
- Но мне повезло, - вспоминает Сергей Иванович, - что она укусила меня не ядовитыми, а охотничьими зубами.
Тоже в Азии кусала Гордиенко и зеленая бамбуковая куфия.
- Но, вероятно, у нее был небольшой запас яда, и я отделался лишь рвотой, - рассказывает наш собеседник. - С неделю поболел...
А на Кавказе путешественника укусила гюрза.
- Однако удачно для меня - за ногу, прокусив штанину, но не добравшись до кожи, - вспоминает он.
Ну, а в Африке Сергей Гордиенко однажды чуть не наступил на габонскую гадюку.
- Она хоть и небольшая, но толщиной - такая мощная! - с нотками восхищения рассказывал Сергей Иванович. - Это, кстати, одна из самых опасных змей - противоядия на ее яд в медицине до сих пор нет. Так как в ее яде имеется два нейротоксичных вещества, разных по воздействию... Я тогда чудом успел отскочить - еще до ее броска.
...Слава Богу, когда мы созвонились с путешественником на третий день после укуса, у него все было в порядке.
- Ранки те, от зубов, уже чешутся, - сказал он. - Это значит - заживают. Но, наверное, на всю жизнь на руке останется от того несговорчивого полоза "автограф" - две белые точки (улыбается).
Мы спросили, кстати, а как Сергей Иванович поступил с обидчиком. Уж не так ли, как, например, поступал со встречными змеями тот же киношный Индиана Джонс?
- Ну, что вы! Я его не убивал, он же - краснокнижник, - путешественник, кажется, даже обиделся на нас за такой вопрос. - Просто придавил за глотку, выдернул зубы... И вообще: если честно, я змей не боюсь, они мне даже по-своему симпатичны.