"Когда стюардесса разрешила курить в салоне, мы поняли: нам кранты"

Откровения пассажира, оказавшегося в салоне аварийно севшего лайнера.

Бразильский турбовинтовой Embraer-120 летает с 80-х годов XX века. За это время разбилось 18 таких самолетов. Но причинами аварий были проблемы с пропеллерами, а не неисправные шасси. Фото: Алексей БУЛАТОВ («КП» - Екатеринбург»).

Молодой коммерсант Александр Гуницев вообще-то не планировал добираться из Уфы в родной Екатеринбург на самолете. Он боится летать. Но коллега, с которой Саша был в командировке, подняла парня на смех. Ну не ударять же в грязь лицом перед девушкой! Саша перекрестился: была не была! - полетели.
 
 
И очень пожалел о своем решении, когда рассчитанный всего на 30 пассажиров самолет Embraer-120 начал заходить на посадку.
 
Мы попросили Александра хотя бы примерно восстановить поминутную хронику событий. Вот его рассказ.
 
19.15. Самолет заходит на посадку. Видна посадочная полоса.
19.16. Лайнер резко начинает набирать высоту. 
19.20. Стюардесса заходит в кабину пилотов. И выбегает.
- Все бы ничего, но в это же время стюардесса подбежала к иллюминаторам и принялась что-то там высматривать, - вспоминает Саша. - Мы давай спрашивать ее: в чем дело? Но она не обращала на нас внимания.
19.22. Пассажиры требуют объяснить, что происходит. Стюардесса молчит.
- Нас тут прорвало: объясните, что происходит?!
19.26. Из кабины выходит один из пилотов. Тоже всматривается в иллюминатор. Хмурится, уходит.
19.30. Появляется второй пилот. Тоже внимательно смотрит в окно. 
19.37. Люди понимают, что с самолетом что-то не так. В салоне нарастает паника.
- Мы пытались шутить, как-то подбадривать друг друга. Но смех был, прямо скажем, истерический. Один парень кричал: "В падающем самолете атеистов нет!" А другой предлагал "вырвать и проглотить страницу паспорта с фото, чтобы тело в случае чего сразу опознали".
19.44. Испуганные люди, едва не срываясь на крик, требуют объяснить, что, черт возьми, происходит.
- Тут стюардесса сдалась: "Не открываются шасси". Напряжение в салоне уже было на грани! И вдруг шасси все-таки раскрылись - мы увидели это в иллюминаторах. Ура!!! Но рано радовались.
19.51. Один из пилотов сообщает, что вручную вытянуть шасси не получилось.
- Нам объяснили: датчики у пилотов продолжали показывать, что шасси закрыты. Был риск, что замок от шасси все-таки не закрепился - стало быть, при посадке они могли захлопнуться обратно.
20.05. Стюардесса объявляет по громкой связи: "Предстоит аварийная посадка" - и обходит салон, чтобы убедиться, все ли пристегнули ремни.
- Вероятно, пилоты решили садиться на свой страх и риск. Стюардесса дрожащим голосом объясняла пассажирам, как вести себя при жесткой посадке. "А покурить можно?" - перебил ее кто-то из пассажиров. "Кто хочет, курите", - ответила она. Тут-то мы и решили: все, нам кранты. И даже не закурили: не до того было. И не фотографировали ничего. Тут стюардесса села на место и стала писать SMS, хотя во время полета категорически запрещала нам пользоваться мобильными. Прощальные послания, что ли, строчила?! 
20.27. Самолет приземляется.
 
- Все замерли, в салоне стояла гробовая тишина. Удар шасси о землю, несколько секунд неопределенности - и тут мы четко так поняли: живы! Когда самолет покатился по посадочной полосе, мы хлопали так, как никогда, наверное, не аплодировали никакой звезде в театре! А когда к самолету подкатили трап, пилот поздравил нас со вторым днем рождения...
 
P. S. В аэропорту "Комсомолке" подтвердили: была нештатная ситуация. "Рос­авиация" разбирается в причинах - почему левая стойка шасси не вышла в посадочное положение.