На поезде со скоростью 6000 км/час? Это реально

В США собираются реализовать идею российского профессора, выдвинутую более 100 лет назад.

Вагоны на перроне выстраиваются не в ряд, а в шеренгу. Фото: et3.com.

Деньги - в трубу
 
Когда заводят разговор о средствах передвижения, способных за час-другой покрывать тысячи километров, то сразу смотрят в небо. Предлагают строить ракетопланы и гиперзвуковые самолеты, прыгающие через стратосферу. Но оказывается, как следует разогнаться - аж до космических скоростей - можно и на Земле. Подобные проекты существуют. Более того, на днях было объявлено о начале реализации одного из них. О грандиозных планах на днях рассказал миллиардер-инноватор Элон Маск.
 
Маск решил вложить деньги в трубу, внутри которой будут летать пассажирские и грузовые капсулы. Летать с колоссальной скоростью - 1200 километров в час. Это - для начала.
 
Первый трубопровод соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско. На самолете от одного города до другого сейчас можно добраться за 1 час 15 минут, по трубе - за 30 минут. 
 
Как из пушки
 
Патент на летающий по трубе поезд держит американский инженер Дэрил Остер, который получил его в 1999 году. Он же основал и компанию Evacuated Tube Transport Technologies (Е3Т), которая разработала проект, так понравившийся миллиардеру Маску. Однако автор оригинальной идеи - Борис Вайнберг, профессор Томского технологического института, который выдвинул и реализовал ее в экспериментах еще в 1911 году.
Одна труба - в одну сторону, другая - в другую. Фото: et3.com.
 
Суть в левитации - в так называемом магнитном подвесе. Электромагниты создают под вагоном магнитную подушку. И он буквально повисает в воздухе. Магниты же двигают и ускоряют вагон. И тормозят. По такому же принципу работают электромагнитные пушки, выстреливая снаряды с помощью электромагнитного поля.
 
Вайнберг изготовил модель левитирующего поезда, разогнав вагоны до 800 километров в час. Но самое главное - он придумал разместить состав в трубе, из которой надо было откачать воздух и тем самым снизить сопротивление при движении до минимума. А двигаясь почти в вакууме, поезд мог достичь космических скоростей.
 
Трубы почти без воздуха, электромагниты и левитирующие капсулы - главные элементы и проекта Е3Т.
 
В вагоне вокруг света
 
Капсула, которая помчится по трубе, небольшая - на 6 - 8 пассажиров. Диаметр - менее 2 метров, длина - почти 5. Но таких будет много - отправление через каждые 30 секунд. Загруженные капсулы отправит в "ствол" специальный "заряжающий" механизм - вроде револьверного барабана.
Фото: et3.com.
 
Эксперты подсчитали, что левитирующий поезд будет экономичнее любого другого вида транспорта во много раз. И быстрее. Оптимальная скорость - 6 - 8 тысяч километров в час. Чтобы достигнуть ее, потребуется от 3 до 5 минут и дистанция около 200 километров. Столько же нужно и для торможения, при котором, кстати, электроэнергия будет возвращаться в систему за счет рекуперации.
 
Особых перегрузок не будет - максимум в 1g. В автомобилях бывают сильнее. С таким ускорением и в вакууме ничто не мешает капсуле разогнаться и до 20 тысяч километров в час. Было бы куда нестись с такой - космической - скоростью. Возможно, она будет востребована, после того как появятся кругосветная труба и трубы, соединяющие континенты. Такие проекты тоже есть. 
 
Трубы могут быть проложены над землей, под водой или под землей. Затраты - как на строительстве метро - порядка 3 миллионов долларов на километр, а то и меньше. По западным расценкам, конечно.
 
Разработчики и Маск уверяют, что проезд в трубе будет гораздо безопаснее, чем без трубы. А разбиться, как на самолете, практически невозможно. Вероятность катастрофы ничтожно мала. Некоторые специалисты даже прогнозируют, что трубопроводные поезда со временем вытеснят все другие виды транспорта, поскольку их преимущества очевидны.
 
Кстати, проекты, подобные E3T, разрабатывают в Швейцарии (Swissmetro), Китае и Великобритании (Fast Tube System). 
Фото: et3.com.
 
СПРАВКА "КП"
 
Железный человек
 
Элону Маску чуть за 40. Родом он из Южной Африки. По образованию физик. Сделался миллиардером, запустив одну из первых в мире систем электронных денег. В 2008 году был включен в список 75 самых влиятельных людей XXI века. Джон Фавро, режиссер фильма "Железный человек", сказал, что Маск стал прообразом главного героя - Тони Старка.
 
Маск - это тот инноватор, который обещает переселить на Марс 80 тысяч землян, начав отправлять их в ближайшие 15 - 20 лет. Желающих набралось уже более 100 тысяч. В очередь встали. Готовы платить за билет в один конец по 500 тысяч долларов.
 
Миллиардер уверяет, что может построить и корабли, и средства доставки. И в это можно поверить. Ведь Маск - основатель и генеральный директор космической компании SpaceX, которая уже показала, на что способна. Она отправила к Международной космической станции (МКС) корабль "Дракон" (Dragon) собственной конструкции и собственного производства. Рейс прошел успешно. На орбиту по просьбе NАSА были доставлены грузы. Маск, по сути, открыл новую эру в освоении космоса - частную.
 
В трубопроводную транспортную систему с летающими поездами Маск собирается вложить на первое время 4 миллиарда долларов. Возможно, часть из них будет выручена от продажи билетов на Марс.