Находка века: в Германии обнаружили 1500 картин стоимостью в 1 миллиард евро

Шедевры Пикассо, Матисса и Шагала, считавшиеся утраченными, хранились среди банок с консервами у 80-летнего Корнелиуса Гурлитта.

Найденная коллекция оценивается в 1 миллиард евро. Фото: REUTERS

В воскресенье, 3 ноября, из Германии пришла новость, которую мировые СМИ в один голос называют настоящей сенсацией. Полиция обнаружила в Мюнхене собрание конфискованных нацистами еще в 30-х годах прошлого века картин художников-модернистов стоимостью 1 миллиард евро!

Всего в коллекции около 1500 полотен, считавшихся утраченными. Среди них шедевры Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Пауля Клее, Макса Бекмана и Эмиля Нольде.

Как сообщает британская газета "Гардиан", коллекция была обнаружена еще в 2011 году, однако до сих пор власти держали все в секрете, пока информация каким-то образом не просочилась в прессу.

По данным СМИ, шедевры хранились в квартире 80-летнего Корнелиуса Гурлитта, сына искусствоведа Гильдебранда Гурлитта. Нацисты уволили того в 30-х годах с поста директора музея города Цвикау за то, что он был наполовину евреем. Однако впоследствии гитлеровские власти поручили ему продавать картины модернистов за границу. Так полотна оказались у него.

Сообщается, что после окончания Второй мировой Гурлитт был признан жертвой нацистских репрессий. Он заявил, что материально помогал многим коллекционерам-евреям, которые хотели бежать от нацистов за границу, но не имели для этого достаточно денег, так как их имущество было конфисковано. Гурлитт утверждал, что находившаяся у него коллекция погибла во время разрушительной бомбардировки Дрездена американцами в 1945 году. И ему поверили на слово!

Самое удивительное, что сын Гильдебранда - Корнелиус - десятки лет хранил незаконное наследство отца в кладовке, среди банок с консервами. При этом "хранилище" было правильно устроено - затемнено и проветриваемо, поэтому картины прекрасно сохранились. Специалисты утверждают, что ни одна из них не нуждается в реставрации.

По данным полиции, Корнелиус Гурлитт навлек на себя подозрения властей после того, как в 2010 году во время случайной проверки в поезде, следовавшем из Швейцарии в Мюнхен, таможенники нашли у него крупную сумму наличных денег, что странно для скромного пенсионера. Внятно объяснить, откуда у него такие деньги, Корнелиус не смог. В итоге, весной 2011 года полиция провела обыск в его квартире и нашла около полутора тысяч картин.

 Если верить немецким СМИ, на которых ссылается "Гардиан", Корнелиус Гурлитт описывается как достаточно замкнутый одинокий человек, который на протяжении многих лет понемногу распродавал свое богатство, на что, собственно, и жил. Впрочем, по данным полиции, он никогда не позволял себе шиковать, дабы не привлекать излишнего внимания. Ему это удавалось нескольких десятилетий.

Источники британского издания сообщают, что во время обыска в 2011-м полиция нашла несколько пустых рам. На сегодняшний день доподлинно установлен факт продажи Гурлиттом одной картины Макса Бекмана, которая ушла с молотка 2 декабря 2011 года за 864 тысячи евро на аукционе в Кельне.

Искусствовед Гвендолин Вебстер, специалист по так называемому "дегенеративному искуству" (см. СПРАВКУ КП - прим.авт.), прокомментровал факт сенсационной находки, сообщив, что он знал о ней с самого начала, однако не имел права распространяться на эту тему. По его словам, одна из причин, по которой власти Германии так долго замалчивали обнаружение шедевров, заключается в том, что они ожидают от потомков владельцев картин "огромного числа исков со всего мира, со всеми вытекающими дипломатическими трудностями".

По его словам, находка стала "совершенно ошеломляющей для историков".

Кстати, одна из картин Матисса, найденная в Мюнхене, по оценке специалистов, принадлежала французскому торговцу произведениями искусства Полю Розенбергу. Его внучка - французская тележурналистика Энн Синклер, бывшая жена главы МВФ Доминика Стросс-Кана, вместе с другими родственниками уже добивается возвращения картин, конфискованных у ее деда.

Трудности с возвратом полотен их владельцам заколючается в том, что документы о том, из какой коллекции были изъяты произведения, зачастую не сохранились. Так что немецкие власти ждут долгих и мучительных судебных тяжб.

СПРАВКА КП

Зачем нацисты конфисковали картины

Найденные художественные сокровища принадлежали еврейским коллекционерам, которые нацисты, вероятно, изъяли в качестве примеров "дегенеративного искусства" (Entartete Kunst).

Этим термином они называли то, что не относилось к немецкой традиции и считалось модернистским, еврейско-большивистским и авангардным. В Германии в 1937 году даже проходила выставка "Дегенеративное искусство", на которой было представлено 650 произведений, конфискованных из 32 музеев страны. Она была призвана продемонстрировать то, что считалось для арийской расы неприемлемым.

В частности, к "дегенеративным" направлениям у нацистов относились импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, сюрреализм и экспрессионизм.