Круговорот «честных» лиц в телевизоре, разномастных билбордов и агитлистовок наконец-то прекратился. За два месяца мы настолько привыкли к политикам, что без них в груди появляется щемящее чувство пустоты. Впрочем, пока избиратели ищут ответ на вопрос «Есть ли жизнь после выборов», сами политики пребывают в состоянии ступора. Воспользовавшись моментом, «Комсомолка» решила вспомнить, какими рекламными «шедеврами» и оригинальными находками запомнилась нынешняя избирательная кампания.
1. В семье не без «ублюдков»
Прочитав на рекламной листовке фразу «Примусимо цих ублюдкiв бути чесними!», честно говоря, не поверили своим глазам. Но тут же увидели это недоброе выраженьице и на билборде. Смело! Оказалось, в самом низу эпатажной агитки было пояснение: «ублюдки - вырожденцы, гибрид коня и осла, волка и собаки; те, что находятся у блюда и не дают потомства». Так объяснила свою идею Партия вольных демократов, процитировав Большую советскую энциклопедию. Естественно, при этом намекая на соперников-кандидатов в депутаты, которые рвутся в ВР, как к кормушке.
2. Украинских политиков «раскручивала»... американская девочка
Пусть вас не вводит в заблуждение желтый зонтик и синий дождевик улыбчивой девочки, размещенной Партией регионов на календариках и в газетных рекламах. Цветовое решение ее одежды - прихоть… американского фотографа, выставившего снимки девочки в продажу в банке фотографий Corbis. Именно там ее приобрели партийные политтехнологи за $110. Причем на сайте на снимке рядом эта же девочка обнимается со своими темнокожими подружками. Кто знает, может, лет через двадцать регионалы смогут использовать для агитации и это фото - ведь национальный состав украинцев меняется так же, как и их ментальность.
3. Пиарила даже умершая бабушка
Это еще один вопрос, ответ на который мы вряд ли когда узнаем. Доподлинно не известно, которая из политсил разместила в Луганске десяток билбордов, спровоцировавших громкий скандал. Но судя по направленности самой рекламы, это мог сделать и «оранжевый» мегаблок «НУ - НС». На гигантские «анонимки» с надписью «Пенсии??? Поверил? Обманули» подпольные политтехнологи поместили старушку, скорбно сидящую на лавочке у подъезда.
Личность женщины, в отличие от партии-заказчика, идентифицировать удалось: ею оказалась Мария Ивановна Ушакова, умершая еще в 2003 году. По словам дочери усопшей, фотография была сделана на лавочке возле дома для одной из местных газет. Как бы там ни было, политтехнологи, «заказавшие» бабушку, в следующий раз трижды подумают, прежде чем использовать непроверенные фото.
4. Заговорили даже Ванга с Нострадамусом!
«Придет древнее учение воинства белого. И разойдется оно по всей стране. Придет день, и все учения исчезнут. Останется только правда воинства света. После долгих-предолгих трудностей люди заживут хорошо. Для Украины начнутся прекрасные времена». Пророчество Ванги. Болгария. Середина 80-х годов… Параллельно в подобном телеролике «заговорил» Нострадамус, который всех убеждал, что все станет хорошо, когда к власти придет женщина… Особенности этих клипов в том, что ни Ванга, ни Нострадамус прямо не говорят, кто конкретно воплотит рай на Земле. Однако все признаки отчетливо указывают на Блок Юлии Тимошенко - тут и женщина в авангарде, и «фирменный» цвет политсилы как раз белый.
Правда, БЮТ открестился от этих роликов, мол, это не их рук дело. Остается секретом: сколько же раз перевернулись в гробу болгарская пророчица и французский провидец, которых так неожиданно заставили агитировать на украинских выборах?
5. Играли бицепсами, высекали молнии и делали ставки
Одним из самых оригинальных в кампании-2007 был, пожалуй, блок КУЧМА. Согласитесь, эффектные билборды с бицепсом Александра Волкова, застывшем в характерном жесте, а тут еще и высеченная из-под локтя молния - такое долго не забудешь!
Еще одной оригинальной находкой этой политсилы стал тотализатор. Сотни тысяч избирателей нашли в своих почтовых ящиках специальные квитанции для оплаты в букмекерской конторе! Людям предложили поставить 1 гривну на то, что данный блок пройдет в Раду, набрав 5% голосов избирателей. При этом коэффициент был 1 к 1000! То есть при выигрыше человек получил бы 1000 гривен! Согласитесь, психологический ход довольно силен. Многие действительно сделали ставку (терять-то практически нечего), а чтобы хоть как-то посодействовать выигрышу, проголосовали за блок КУЧМА!
КСТАТИ
Агитация-2007 стала самой грязной
Эксперты единогласно нарекли кампанию-2007 самой грязной по количеству черного пиара. То есть в этом году политические силы стали меньше хвалить себя, а больше катить бочку на других.
- По сути антиреклама в этом году заняла больше трети от всей политрекламы! - говорит Наталья Костенко, специалист Академии украинской прессы, главный научный сотрудник Института социологии НАН Украины. - На черный пиар приходилось 34% из всех рекламных сообщений (пресса, билборды, листовки и т.д.) и 64% - по количеству времени рекламных роликов на радио и телевидении.