Впервые в Украине суд присяжных оправдал обвиняемого в убийстве

Но не все односельчане рады тому, что Александр Бондаренко оказался на свободе.

Александр Бондаренко хочет уехать из родного села в Киев. Фото: dancor.sumy.ua/Олег Демьяненко.

ХОРОШИЙ, НО НЕ БЕЗГРЕШНЫЙ 
 
Людмила Бондаренко из села Стецковка (Сумская область) - одна из немногих матерей, которая отвоевала сына у правоохранительной системы.
 
- Я человек не очень набожный, но все равно до конца верила, что сына Сашу отпустят. Не убивал он! - говорит Людмила Леонидовна. - В ночь расправы он дома был, друг к нему приходил. Они допоздна болтали и никуда не ходили. 
 
Кровавая расправа случилась в Стецковке в ночь на 2 октября 2012 года. Были убиты две одинокие старушки. Незадолго до этого бабушки получили пенсии, а одна из них, заходя в магазин, уронила кошелек. Оттуда высыпались бумажки. Очевидно, тогда на них и позарились преступники. Ночью неизвестные ворвались в дом старушек. Сон женщин оказался очень чутким, а кулак грабителя чересчур крепким. Одна из бабушек, проснувшись не вовремя, была так избита, что умерла прямо в кровати. Вторую несколько дней спасали медики, но в себя она так и не пришла. За то время милиция перевернула Стецковку вверх дном.
 
- Все обходили! Всех опросили! - вспоминают те события в местном сельсовете. - Конечно, больше в их поле зрения всякие криминальные элементы попадались. А через неделю мы узнали, что по делу задержали Сашку Бондаренко, 20 лет ему. Хороший вроде парень. Но тоже не безгрешный, на учете стоял. 
 
Бабушек похоронили, а на семью Саши стали поглядывать с подозрением. Теперь, через год, в Стецковке и вовсе не знают, что думать - на прошлой неделе Саша вернулся домой, отсидев год в СИЗО. Парня полностью оправдал первый в Украине суд присяжных.
 
- Явка с повинной и доказательства причастности сына к убийствам были липовые, - говорит Людмила Бондаренко. - Признание у него выбили - заливали водку, душили противогазом, пугали шокером.  
 
Женщину настораживал тот факт, что у сына уже был конфликт с милицией и судимость. Три года назад его обвинили в том, что он выращивал коноплю. Дали три года условно. Хотя, по словам матери, зелье выращивал не сын, а сосед, который ушел от ответственности. В поисках справедливости женщина отправилась к одному из лучших адвокатов Сумской области Александре Ковалевой, главе местной адвокатской коллегии. И не прогадала. 
 
- Эти люди настолько бедные, что даже в суд не могли всей семьей ездить, - рассказала "КП" адвокат. - Саша был очень подавлен, он не лидер, ведомый человек. Он получил страшную психологическую травму. 
 
Заинтересовавшись делом, Александра Ковалева выяснила, что адвокат, который вызвался помогать парню сразу, еще недавно работал следователем в милиции. А на следственные действия в село приехал подозрительно быстро. Хотя подзащитный его не приглашал. 
 
ЭМОЦИЙ НЕ ПОКАЗЫВАЛИ
 
В деле была масса нестыковок. К примеру, окурок со слюной Александра нашли в доме убитых аж через неделю после первого масштабного обыска. Много вопросов вызвали и носки со следами запекшейся крови бабушек. Якобы их сняли с Александра, но в материалах дела не сходился ни их цвет, ни материал. Да и явка с повинной была явно написана милиционером, а Саша ее просто подписал. Уж слишком замысловатыми были формулировки как для парня со средним образованием. 
 
- Для меня стало делом принципа доказать невиновность Саши, - говорит Александра Ковалева. - Учитывая то, что по новому закону его дело мог рассматривать суд присяжных (это касается обвиняемых, которым светит высшая мера. - Прим. авт.), я предложила Саше такой вариант. 
 
Судей, как и присяжных, выбрал компьютер. В итоге рассматривать непростое дело пришлось пяти женщинам - двум судьям и трем присяжным - педагогам.  
 
- Они были очень внимательны, задавали уточняющие вопросы, - говорит адвокат. - Но, несмотря на то что это простые люди, своих эмоций не показывали. Суд начался в марте, было около тридцати заседаний, но мы до последнего не знали, каким будет приговор. 
 
Прокурор требовал для Бондаренко 15 лет, адвокат просила оправдание. Судьи оправдали парня с железной формулировкой - в связи с тем, что "основная часть доказательств добыта с грубым нарушением закона". 
 
- Я надеялся, что выйду на свободу, но, если честно, не верил, - рассказал Саша журналистам в суде, как только конвоиры открыли перед ним клетку. - Даже не знаю, что буду делать. Спасибо родителям, что не бросили.
 
Впрочем, вернувшись в родное село, Саша столкнулся с непониманием и даже страхом односельчан. Многие отказываются верить, что он - не убийца, и сторонятся его. 
 
- Тогда опросили многих, но почему-то взяли именно его! - говорят в сельсовете. - Может, и неслучайно. К тому же он нигде не работал. Семья небогатая, ему могли бы пригодиться деньги жертв.
 
Саша и его мама на такие слухи стараются не обращать внимания. Тем более что многие соседи, узнав о возвращении парня, примчались с поздравлениями и готовы оказать помощь.
 
- Как жить дальше? Будем думать, - говорит Людмила Леонидовна. - Сейчас с Сашей в огороде покопаемся. А потом он уедет отсюда - на заработки в Киев. Он очень хочет, нам ведь кредиты нужно вернуть, которые в банке на услуги адвоката взяла. А это около 10 тысяч гривен. 
 
После того как Сашу посадили, я ходила к экстрасенсам - мне сказали, что бабушек убивали трое. В том числе женщина. Я рассказала об этом следователю, но меня никто не стал слушать. 
 
Приговор удивил и потерпевшую сторону - племянницу одной из бабушек. 
 
Услышав слова судьи, женщина заявила:
 
- Если убивал не Бондаренко, то значит настоящего убийцу уже и не найдут?
 
Будут ли его искать? Накажут ли милиционеров, выбивших показания у парня? Ответы на эти вопросы будут позже. Не раньше окончательного вердикта, который озвучит суд после рассмотрения апелляции прокуратуры. 
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Такие вердикты приструнят милицию
 
- Количество оправдательных приговоров, которые будут выносить сейчас суды, в том числе при участии присяжных,  будут расти, - говорит глава Лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров. - И это отразится на всех судьях, милиционерах и прокурорах, а также даст шанс тем людям, которые годами сидят в СИЗО по необоснованным обвинениям. Многие уголовные дела у нас составляются с грубыми нарушениями. К примеру, свидетели могли подписать протоколы по просьбе следователя, хотя на самом деле его там не было. На это закрывали глаза прокуроры и судьи. Теперь, с появлением суда присяжных, следователи должны стать внимательнее. Ведь даже если они "угадают" с преступником, но не смогут грамотно и законно оформить дело, хороший адвокат и присяжные увидят нестыковки.  И будут иметь полное право оправдать его.