Любой фильм, где играют такие звезды, как Владимир Машков или Евгений Миронов, становится знаковым культурным событием. А когда два таких матерых человечища оказываются в одной упряжке, то уважающий себя телезритель перед просмотром заранее нарезает бутерброды, чтобы по ходу дела не отвлекаться по пустякам от зрелища.
Сюжет фильма "Пепел" (канал "1+1") закручен лихо. Медвежатник Сенька Пепел (Миронов) и капитан Красной Армии Игорь Петров (Машков) меняются документами и судьбами. И каждый начинает проживать жизнь за другого...
Эпоха сталинских репрессий и такой ковбойский сюжетный ход появились в фильме, наверное, не случайно. Это время, которое сформировало в нашем менталитете определенный комплекс неполноценности. Потому что невольно возникает вопрос: почему же герои Гражданской войны, как стадо овец, безропотно шли на эшафот? Причем не просто давали себя растоптать, а сами оговаривали себя, уличали во "вредительстве" и самостоятельно наклеивали себе ярлык "врага народа"?
Практика применения пыток доблестными чекистами объясняет далеко не все. Ведь заплечных дел мастера имели дело с людьми, привыкшими смотреть смерти в глаза, которые сами зачастую искали мученического венца ради "спасения народа".
Мы знаем множество примеров проявления героизма и мужества в годы революции. Помним, что во время Великой Отечественной войны подвиги стали чуть ли не массовым явлением.
Тогда чем объяснить паралич воли в людях вот в этот промежуток - в тридцатые годы? Почему история знает лишь одну-единственную (!!!) удачную попытку бегства из ГУЛАГа, которую предприняли пятеро заключенных Соловков во главе с офицером царской армии Бессоновым и кавалеристом Дикой дивизии Мальсаговым?
История, которую Машков и Миронов рассказывают в "Пепле", льет бальзам на эту рану. Для понимания своей истории важно осознавать, что человек временами все же может справиться с животным страхом, превращающим его в парализованную жертву. И что далеко не все соглашались с правилами игры в "кролика и удава".
Единственное, что пугает в этой истории, так это безупречный профессионализм создателей "Пепла". Чем дальше, тем больше начинает кино попахивать Голливудом. А из-за спин Машкова и Миронова начинают выглядывать Джон Траволта и Николас Кейдж из блокбастера "Без лица". Это, конечно, путь, ведущий к хорошим кассовым сборам. Но мы, зрители, рассчитывали на нечто большее.