Пять способов заставить власти починить крышу

Дырявые кровли давно стали одной из главных коммунальных "болезней" города. Сделать так, чтобы жилищники залатали чердаки, – дело хлопотное, но вполне возможное.

Коммунальники все время латают дыры в кровлях, но починить все никак не получается. Фото: сайт Харьковского городского совета.

Способ 1. Жалуемся в горсовет
 
В Харькове около четырех тысяч домов, жители которых, образно говоря, встречают осень, сидя в квартире под зонтом. В этих домах давно и регулярно течет кровля.  Харьковчане, не желающие мириться с таким положением дел, с разной степенью успешности используют различные способы воздействия на коммунальщиков.
Самый первый и очевидный – пожаловаться в "Жилкомсервис". С этого начинаются все дальнейшие "хождения по мукам".
- Мы с соседями написали обращение в "Жилкомсервис" по поводу того, что у нас течет кровля, и попросили составить акт, - делится опытом житель Профсоюзного бульвара  Анатолий Коваленко. – Через месяц только последовала реакция – приходил работник участка составлять акт.
Но сам по себе "Жилкомсервис" ничего не решает. Берем акт обследования и в коллективном или индивидуальном порядке обращаемся в департамент жилищного хозяйства горсовета: можно отправить заказное письмо или записаться на прием к руководству и  передать лично в руки, подкрепив устной просьбой.
Реакция чиновников: могут пообещать ремонт либо дать отписку, что в бюджете  нынешнего года средства на него не выделены.
Вывод. Эффективность этого способа невысока: иногда даже ветеранам не удается добиться ремонта. Например, 84-летняя жительница ул. Слинько Екатерина Озаренко не первый год пишет письма в горсовет с просьбой залатать крышу, но получает отписки.
 
Способ 2. Обращаемся к депутату
 
Самостоятельно пробивать лбом чиновничьи столы – дело утомительное.  Лучше подключить к этому занятию депутата.
Когда акт обследования кровли и отписки из горсовета на руках, самое время идти к  депутату горсовета и передать ему копии этих документов. Он сможет вынести вопрос ремонта на заседание комиссии.
Помимо местных избранников хорошо бы задействовать и "тяжелую артиллерию" - нардепа. Нужно отыскать приемную депутата, а если ее нет – отправить письмо по адресу, который  указан на сайте Верховной Рады, приложить к нему все копии актов, обращений и ответов, попросить взять дело на депутатский контроль.
- У нас крыша текла с 12-го этажа по 8-й, и я на каждый прием к депутату ходила с детьми - давила на психику, -  говорит жительница Салтовки Наталья, которой удалось через нардепа "выбить" ремонт. – Взяли измором – меня уже помощники депутата на улице узнавали.
Вывод. Метод работает хорошо только в случае настойчивости просителя. Эффективность  повышается перед выборами.
 
Способ 3. Идем в суд
 
Если "Жилкомсервис", чиновники, депутаты всех мастей только раздают обещания, а крыша все так же течет, остается обращение в суд.
- Иск необходимо подавать не на "Жилкомсервис", а на чиновников горсовета, которые подписали ответ на ваши обращения, и на городского голову, - советует эксперт Харьковской Правозащитной группы по вопросам ЖКХ Михаил Гаевский.
Этот способ подходит для неторопливых: тяжба может затянуться на несколько месяцев,  а то и лет. Например, посетительница одного из форумов города так описывает свои мытарства: "Представители "Жилкомсервиса" на два заседания не явились. На третье заседание прислали  письмо, что отсутствуют по уважительной причине. Когда муж приехал на четвертое заседание, то, наконец-то, был представитель ЖКС, который приветливо беседовал с судьей. Мужу зачитали уже готовое решение суда в пользу ЖКС (хотя это было первое присутствие трех сторон), сказали, что может обжаловать в течение 10-ти дней, но на руки выдадут его через пару-тройку дней".
Вывод. Метод подходит только для самых терпеливых и не жалеющих расстаться с определенной суммой на судебные издержки. Годится только в качестве крайней меры. 
 
Способ 4. Отправляем фотожалобу
 
В 2012 году у харьковчан появилась возможность жаловаться на коммунальные проблемы посредством фотоискусства. Всего-то и нужно – сфотографировать текущую крышу и приложить снимок к специальной форме на сайте  горсовета. Письмо попадает к помощникам мэра.
 
- Они выезжают на место и смотрят, можно ли решить проблему сразу или для этого понадобится внести изменения в бюджет на следующий год, - рассказывает о процедуре начальник департамента по делам информации Юрий Сидоренко. 
По словам чиновника, фотожалоба не более эффективна, чем прямое обращение в соответствующие инстанции – все равно выполнять заявку будут те же исполнители. Но  от бумажной волокиты и хождения по кабинетам она избавляет.
Недостаток этого способа: фотожаловаться мэру можно всего несколько недель в году. Срок нынешней акции истекает 20 ноября.
Вывод. Метод один из самых простых – не нужно собирать бумаги.
 
Способ 5. Сделай сам
 
Часть харьковчан, которые не могут долго выносить комнатные осадки,  нанимают рабочих и латают чердаки своими силами. Но и в этом случае можно получить компенсацию. Только ее получению предшествует бумажная волокита.
- У вас на руках должен быть акт о течи кровли. После этого вы нанимаете исполнителя,  собираете все чеки и квитанции из магазинов, где покупали стройматериалы, - объясняет процедуру Михаил Гаевский. - По окончании ремонта жильцы должны подписать со строителями "Акт выполненных работ". Потом нужно снять копии с ваших двух актов и приложить их к письму на имя мэра, в котором надо потребовать возмещения убытков.
Если в горсовете откажут, можно подать в суд за бездействие чиновников. И приготовиться долго ждать: такие тяжбы могут тянуться годами. Но терпеливых ожидает награда: в 2011 году, по словам эксперта, харьковчанин отсудил 14 тысяч гривен компенсации.
Вывод. Метод действенный, но требует много времени.
Вообще  же, судя по историям харьковчан, добившихся успеха в нелегком деле общения с жилищниками, починить крышу удалось лишь тем, кто не ленился задействовать все известные способы в совокупности – обращения в "Жилкомсервис", городской совет,  прием у депутата, фотожалобы и суд.
 
Вырежи и сохрани!
 
Куда писать и звонить
 
Отдел делопроизводства КП "Жилкомсервис": ул. Гамарника,17.
Время приема: Пн., вт., ср., чт.,: 08.00-17.00, Пт.: 08.00-15.45, Перерыв : 12.00-12.45
Тел: 760-73-78, 760-73-79
Департамент жилищного хозяйства: пл. Конституции, 16, 3-й этаж. Тел: 731-45-70
Адрес для фотожалоб: http://photomessage.city.kharkov.ua/