Нужен ли ксенон, если слепит он?

После введения нового правила, которое обязывает водителей ездить за городом с включенным светом фар, в стране снова всплыла проблема "колхозного" ксенона.

С 1 ноября Госавтоинспекция Украины наказывает водителей, которые едут за городом без света, штрафом в 510 грн. Фото: Максим Люков.

В Украине назревает настоящий бунт против водителей, которые установили на свои машины "колхозный" ксенон, то есть дешевые китайские  лампы. Еще пару месяцев назад угрозы в адрес тех, кто переоборудовал свою машину на ксенон, сыпались исключительно из уст работников ГАИ, которые уже не один год обещают наказать нарушителей рублем. Но начиная с 1 ноября против "народных умельцев" ополчились и сами водители. Согласно новым правилам двигаться за городом можно исключительно с ближним светом фар. А это значит, раньше нас слепили только ночью, теперь приходится щуриться даже днем. 

"Комсомолка" решила выяснить, почему ксенон в нашей стране так популярен, можно ли установить газоразрядные лампы в простую фару советской машины и как Госавтоинспекция собирается побороть модное веяние XXI века. 

"ПОСТАВИМ ХОТЬ В "ЗАПОРОЖЕЦ", БЫЛИ БЫ ДЕНЬГИ" 

На автомобильных форумах Украины появилась горячая тема - "колхозный" ксенон. Водители то и дело оставляют гневные сообщения. Причем некоторые в выражениях не стесняются и даже призывают учинять над такими водителями расправу:

"Еду по трассе Киев - Москва, дорога узкая, в две полосы, вдруг навстречу "Жигули". Свет такой, что мне пришлось притормозить, а потом и вовсе остановиться. Впереди пешеходный переход, а я полностью ослеп! Честно сказать, хотелось развернуться, догнать и отвесить этому водителю тумаков". 

Встречаются высказывания и вовсе радикального характера: "На днях меня на трассе так заслепили, что решил возить с собой в багажнике бейсбольную биту. В следующий раз  догоню - разобью фары". 

И таких сообщений с каждым днем все больше. Возникает вопрос: почему "колхозный" ксенон так популярен у наших шоферов, что заставляет водителей идти на нарушения? Как выяснилось, в большинстве случаях водители становятся жертвами мошенников, которые заманивают клиентов низкой ценой и баснями о безопасности. 

"Ксенон за 600 грн. Качественно. Надежно!" - такими объявлениями обклеены все остановки общественного транспорта. Набираем указанный номер. На другом конце провода отвечает молодой мужчина. 

- Поставим на любую тачку, были бы деньги и автомобиль, - шутит в трубку мастер. 

- Так у меня это… "Жигули". Можно мне ксеноновую лампочку, да помощнее? 

- Да хоть "Запорожец" пригоняйте. 

- А слепить встречных водителей будет? - спрашиваю. 

Мужчина задумался. 

- Мы вам отрегулируем лампочку, посадим ее в фару поглубже, чтобы пучок света был гуще. Не волнуйтесь, сейчас технологии позволяют сделать все. Будет как в "Мерседесе", - в конце концов уверяет он.  

В заключение  беседы мастер предупредил, мол, на СТО сейчас  очередь на три дня вперед. 

- Скоро зима, дороги плохие, каждый желает свет получше, в основном заказывают, чтобы недорого и сердито. Это китайский вариант от 600 гривен, - сказал он. 

НЕ ХОТИТЕ ДОСТАВЛЯТЬ НЕПРИЯТНОСТИ - СТАВЬТЕ ЛИНЗЫ

Чтобы узнать о технологиях, которые позволяют ксенону даже в советских авто работать без вреда для окружающих, мы обратились к нашему механику Ивану Станкевичу. По словам специалиста, рассказы о новинках - басни, чтобы заманить клиентов. 

- Установка ксеноновой лампы в обычную фару категорически не рекомендуется, - говорит Иван Станкевич. - Технологии тут ни при чем. Дело в том, что старый, ржавый отражатель со стеклом не сможет правильно переломить столь сильный пучок света. В итоге вместо четкого луча мы получим рассеянный свет, который мало того что будет плохо освещать дорогу, но и слепит окружающих. Никакие регулировки тут не помогут. 

Единственный выход для таких водителей - устанавливать в старые фары дорогие линзы.

- Стоимость одной линзы китайского производителя от 60 долларов. Если брать качественную оптику, в среднем нужно выложить 120 долларов за штуку. Установка потянет еще 100 у.е. Если нужно распаивать фару, цена будет выше. Что касается самого ксенона, простой китайский блок стоит от 55 долларов, плюс лампы, а самый дорогой обойдется в 400 долларов. Цена зависит от страны производителя и мощности. Установка занимает один день.

При этом Иван Станкевич уверен: если старенькая машина, необязательно устанавливать в фары ксенон. Можно обойтись и вполне простыми, но качественными лампами.

- Выбор на рынке огромный. При желании можно подобрать подходящие варианты, - уверен механик. - Будет и светить добротно, и не раздражать окружающих.

Чтобы не раздражать водителей ярким светом, специалисты рекомендуют ставить линзы, но это может влететь в копеечку.

ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ! 

Разговоры о том, что "колхозному" ксенону будет объявлена война, идут уже не один год. Но дальше слов дело пока не заходит. Похоже, изменения в ПДД кардинальным образом изменили ситуацию. По словам известного автомобильного активиста Владимира Караваева, автора книги "100 аргументов против штрафов ГАИ", Госавтоинспекция уже начала выписывать протоколы за неправильный свет, и это только начало. 

- Сам термин "колхозный" ксенон говорит о том, что это уже нарушение. Если еще год назад мы говорили, что у инспектора ГАИ есть рычаги, чтобы наказать водителя за свет, но не было воли, сегодня ситуация изменилась. За последние пару недель я слышал несколько случаев, когда работники ГАИ выписывали протоколы за переоборудование авто, - рассказал "КП" Владимир Караваев. - Газоразрядный источник света определить не сложно. У него другой характер света, да и лампа горит намного ярче. Инспектора останавливают такие машины и проверяют всего пару вещей. Если у автомобиля нет автоматической регулировки угла наклона фар, нет омывателя фар - это уже повод, чтобы выписать штраф. 

По словам Владимира Караваева, использование такого света - это неуважение к другим водителям. Во-первых, "колхозный" ксенон ослепляет людей за рулем. Во-вторых, если бросить в багажник, к примеру, мешок картошки, то нос автомобиля поднимется, и водителям встречного транспорта придется несладко не только ночью, но и днем. 

- На прошлой неделе был случай, когда инспектор ГАИ отправил авто с неправильным ксеноном на штрафплощадку. Мало того что водитель заплатил штраф 800 грн. за переоборудование авто, более 500 грн. за штрафплощадку, так еще и эвакуацию пришлось оплатить. Вот и считайте.

Подтверждают тенденцию и в управлении ГАИ Украины. По словам Госавтоинспекции, борьба с "колхозным" ксеноном уже ведется. Но вскоре она может превратиться в массовое наступление. 

- У нас есть сейчас 24 мобильные станции диагностики, по одной в каждой области, в ближайшее время мы закупим еще столько же, - говорит Сергей Будник, начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем ГАИ МВД Украины. 

В ТЕМУ 

В чем отличие фар 

В галогене источником света служит тонкая вольфрамовая нить. В ксеноне свет дает электрическая дуга, которая горит между двух электродов. А колба наполнена инертными газами с преобладанием ксенона (отсюда и название). 

Ксеноновые фары дают в 2,5 раза больше света, чем обычные галогенки. Чтобы создать электрическую дугу и заставить газ светиться, нужно нешуточное напряжение. Потому вместе с ксеноном устанавливается так называемый стартер, в народе - блок розжига. Для того чтобы газ засветился, мощные конденсаторы подают на лампу до 27 000 вольт. Из-за этого китайский ксенон нередко дает помехи на радиоприемник. 

ЗА И ПРОТИВ  

+ Они дают ярко-белый свет, похожий на дневной. 

+ Световая полоса ксеноновых фар ярче и шире.  

+ Минимальное потребление электроэнергии.  

+ Срок службы в несколько раз больше.  

- Длительное время разжигания.  

- Высокая цена лампы накаливания (от 300 грн.).  

- При неправильной установке слепит окружающих.