Похоронка на танкиста Николая Милаша пришла на день раньше его последнего письма с фронта

Недавно правительство в очередной раз наградило ветерана, который вот уже тридцать лет, как сменил пушку танка на перо писателя.

За несколько часов до взятия Рейхстага Николай Ильич был тяжело ранен.

"Каждую секунду приходилось умирать!"

Николаю Милашу сейчас 88 лет. Он трижды горел в танке, четырежды был ранен, участвовал в Курском сражении, в том числе, в знаменитой битве под Прохоровкой. Войну закончил в Берлине, получив тяжелое ранение накануне взятия Рейхстага.

Его судьба поистине уникальна. Потомственный казак из многодетной семьи, в следующий день после начала Великой Отечественной он прибавил себе, 9-класснику, два года, чтобы пойти в ополчение. Потом было Харьковское танковое училище, передовая и главное сражение его жизни – битва на Курской дуге.

– Под Прохоровкой мы пошли на нашем маневренном Т-34 в лобовую атаку с тяжелым немецким танком "Тигр", - рассказал "Комсомолке" ветеран. -  Стрелять в тот момент из пушек было нельзя, потому что могли попасть в своих – в сражении ведь участвовали сотни танков. После столкновения экипаж забрал автоматы, снял пулемет, и чтобы выбраться из этого ада, пошли с немцами в штыковую атаку.  

- Что было самым страшным?

- Каждую секунду приходилось умирать! Но, черт его знает, привыкали и к этому. А вот случай на границе с Польшей осенью 1943 года, это уже после Курской дуги, когда всю Украину прошли, я не забуду никогда. Подойдя к кордону и заглушив двигатели танков, мы услышали детский плач, раздававшийся из лесу. А картина была вообще жуткой: на теле убитой и окровавленной женщины ползал грудной ребенок и терзал ртом мертвую грудь матери. По крестикам на ее и на шее ребенка мы определили, что убитая – полька. Женщину мы похоронили, а я, по приказу командира, отвез на танке ребенка в ближайший населенный пункт – Минск-Мазовецкий. Там местные спросили, как меня зовут, и дали мальчику мое имя, записав его в какие-то метрики.  

- Не пытались найти малыша после войны? Все-таки вы практически его крестный отец.

- Пытался. В 1945 году, оклемавшись после ранения, приезжал в те края, но его так и не нашел. Через несколько лет возобновил поиски, но – тщетно. Возможно, мальчика переименовали и усыновили другие люди.

Похоронку отправили, не разобравшись

За несколько часов до взятия Рейхстага Николай Ильич был тяжело ранен.

- Это произошло 30 апреля 1945-го, в Берлине, неподалеку от Имперской канцелярии и Вильгельм-штрассе. Немцы простреливали каждый метр фаустпатронами. Один из них угодил в наш боезапас, и у Т-34 оторвало башню. Водителю-механику ноги оторвало, остальные погибли сразу, а меня выбросило взрывной волной. Потом меня подобрали ребята из соседней части, хотя из нашего подразделения уже успели отправить моим родителям похоронку.

- Но вы же потом написали им, что живы?

- Да, но вышло так, что мое письмо пришло раньше похоронки, а ту доставили на следующий день. Так что можете представить состояние отца с матерью, которые к тому времени уже похоронили двоих моих братьев – Тихона и Григория. К слову, думали, что и Иван умер, но он выжил, а погиб уже после войны.

Несмотря на свои 88 лет, фронтовик не только с завидным постоянством издает книги стихов, но и каждую субботу в большом зале Днепропетровского исторического музея проводит собрания "Клуба памяти" с участием ветеранов и молодежи.

А вот на наш вопрос, какой художественный фильм наиболее точно передает события Великой Отечественной, Николай Ильич сказал: " Это невозможно показать в кино – разве что кадры хроники могут передать то, что было на самом деле".

А еще был случай

Стихи Николай Милаш начал писать еще в школе, когда и представить себе не мог, что станет автором ряда поэтических сборников. Однажды, во время войны, разозленный на врага командир танкового взвода Милаш написал краской на боевой машине такое четверостишие:

Ты, фашист, собачья кость,

Вой от злости, пенясь!

Мы отрубим "тигру" хвост,

А Гитлеру – пенис!

Мимо такого творчества командующий армией Алексей Гетьман пройти не мог. Долго после его распоряжения искали спрятавшегося от гнева начальства Милаша. А когда нашли - отправили помогать делать военную стенгазету  "Боевой листок".

Стихи для любимой "Комсомолки"

Николай Ильич передал редакции несколько стихотворений, посвященных "КП". Вот одно из них:

Всегда интересна,

Всегда ей рады!

Да здравствует пресса,

В которой ПРАВДА!