Жертва спора "отца народов" и Отца Небесного

Наша постоянная рубрика "Телебрюзга".

Чтобы сделать хороший продукт, создателям сериала о Василии Сталине (только прошел на российском Первом канале) предстояло избежать множества классических ловушек, которые подстерегают каждого, кто пытается препарировать тему недавней истории. Самой страшной западни, назовем ее "сведение счетов", авторы избежали. Однако от другой - чрезмерной героизации главного персонажа - не убереглись. Поэтому Василий Сталин в сериале "Сын отца народов" превратился в эдакого кремлевского Робин Гуда, который по методу Гаруна аль-Рашида инкогнито попадает в различные переделки, а потом, используя магию имени, ставит на место зарвавшихся бюрократов и бьет морды подлым энкавэдэшникам. Василий становится чуть ли не единственным лучом света в мрачной эпохе.
 
Это стремление "причесать" Сталина-младшего вполне понятно и, наверное, вызвано сочувствием к его короткой, яркой и трагической судьбе. 
 
Но, рассказывая о взлетах и падениях Сталина-сына, авторы сериала обошли стороной тему трагедии Сталина как родителя. А ведь трагедия семьи Сталиных и трагедия страны тесно связаны. Неспроста семья Иосифа Виссарионовича Джугашвили была так не похожа на классическую кавказскую семью, различные поколения которой теснейшим образом связывают патриархальные родовые отношения. Сталин же практически не общался со своими детьми, фактически отказал от дома старшему Якову и, мягко говоря, не жаловал Василия. Семья брата первой жены Иосифа Сталина была репрессирована, крестный отец второй cупруги - расстрелян.
 
Легче всего объяснить все природной жестокостью Сталина. Но вряд ли это исчерпывающее объяснение. Коба стал лидером группы людей, которые были одержимы идеей переделать природу человека. Сталин утверждал другую мораль, в которой не было места евангельскому всепрощению и главной Христовой заповеди "возлюби ближнего своего, как самого себя". Зато во главу угла ставились целесообразность, историческая необходимость, классовое чутье и безжалостность к врагам. Как человек цельный и волевой, утверждая в обществе эту новую мораль, Сталин не мог сделать исключение для членов своей семьи. Там, где идет речь о конкуренции "отца народов" и Отца Небесного, не могло быть места человеческим слабостям. Этим объясняется, видимо, бесчеловечное, с нашей точки зрения, решение Сталина отдать трехлетнего Василия в детдом. Но оно было в духе тогдашних идей о разрушении традиционной семьи и создании нового общества...
 
То, что произошло потом в нашей стране, с высоты сегодняшних дней доказывает, что Христос оказался в итоге сильнее семинариста православного духовного училища в Гори. Но создатели сериала увлеклись интригами среди людей и не обратили внимания, что Василий Сталин стал жертвой спора отца с Богом.