Маленькая Катюша, которую знает и за которую переживает вся Украина, идет на поправку. Как уже рассказывала "КП", прогулка с бомжом, у которого на руках случайно оказалась кроха, закончилась для нее простудой, но, к счастью, организм легко справляется с недугом.
В понедельник Боярский детский дом ребенка, где сейчас находится девочка, найденная на автостоянке в селе Чабаны под Киевом, посетили папа Кати и две ее бабушки - по линии отца и матери.
Дело до суда не доведут?
Девочке позволили увидеться с родными, так как в службу по делам детей Киево-Святошинской райгосадминистрации папа Евгений Коржук привез документы на дочь. Девочка, которая долгое время провела с мамой и ее приятелями, сначала не узнала визитеров. Но потом вспомнила и обрадовалась. Она вообще очень общительная, ласковая и готова всех любить.
Из Дома ребенка девочку хочет забрать бабушка Надежда Стогний, которая живет в Чапаевке Черкасской области, и отец девочки, живущий в Кировоградской области. У папы пока больше всего шансов, он даже привез справку, что лечился от туберкулеза и может работать. Вопрос, правда, еще не решен - Евгению Коржуку необходимо представить на рассмотрение чиновников дополнительные бумаги и оригиналы некоторых документов.
Маму Кати - 25-летнюю Елену последний раз видели возле детдома пьяной в сопровождении журналистов "1+1". Больше попыток увидеться с дочерью она не предпринимала. В милиции Киевской области опровергли появившуюся в некоторых СМИ информацию о том, что уголовное производство против Елены закрыто.
- У женщины были взяты показания, дело по факту оставления ребенка в опасности продолжают расследовать, - сообщил "Комсомолке" начальник пресс-службы милиции Киевской области Николай Жукович.
Но, как свидетельствуют источники в милиции, дело вряд ли будет иметь судебную перспективу, поэтому его могут закрыть, не доводя до обвинительного акта.
С позиции нормального человека, для матери чудовищно уехать, бросив крошечную дочурку на чужих людей, и за это нужно наказывать. С позиции юрисдикции, ситуация выглядит так: Елена не бросила девочку, а отдала на попечение своей кумы. Та доверила кроху знакомому бомжу, который не обидел малышку, а обезопасил ее, передав охране автостоянки, а затем милиции. Вот случись - не доведи Господи! - с девочкой что-то плохое, тогда бы было преступление.
Нет алгоритма контроля
А ведь случается! Менее резонансная, но куда более ужасная история произошла недавно во Львовской области. Семья с четырьмя детьми из Закарпатья поселилась на свалке, выискивая металлолом. И это никого не встревожило, не возмутило. Остались равнодушными государственные службы и тогда, когда родители вернулись домой с тремя детьми. Если бы тетя не забила тревогу, так и осталось бы тайной, что четвертого - 2-летнего малыша родители забили до смерти и сожгли.
- Пока в Украине боролись с детской бездомностью, появилось новое явление - бездомные родители с детьми, - констатирует Уполномоченный по правам ребенка Юрий Павленко. - Социальные службы обычно осуществляют патронат оседлых семей, взвешивая степень риска. А кочевые как-то остались без внимания. Если речь идет о детях школьного возраста, за ними еще есть контроль, так как среднее образование у нас обязательно. А дошкольное - нет, поэтому малыши часто остаются незамеченными. В Украине пока не существует алгоритма контроля за семьями с детьми, которые переезжают с места на место.
В селе Круглик, где временно поселилась Елена с Катей, видели "новеньких" маму с ребенком, но ни поселковый голова, ни фельдшер, ни участковый не взяли на себя труд поинтересоваться условиями, в которых оказалась девочка, справиться: не нужна ли помощь. Не встревожились, куда делись мама с малышкой в Черкасской области, где они прописаны, и в Кировоградской, где жили до переезда в Киевскую область. По словам Юрия Павленко, подобный контроль не входит в нормативы работы милиции, органов Минздрава и Минобразования. Такими семьями должны заниматься только соцслужбы, а у них одних не хватает сил.
- Сейчас готовится постановление Кабмина, которое должно объединить усилия нескольких ведомств, - говорит Юрий Павленко.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
После показательной истории с Катей, по мнению редакции "КП", необходимо провести дополнительные проверки семей, находящихся в зоне риска. Не для того, чтобы грубо вмешиваться в их жизнь. А в первую очередь затем, чтобы удостовериться, что все дети живы, им ничего не грозит (а если грозит - тогда принимать меры), что они находятся там-то и там-то. И отследить путь ребенка, если его настоящее положение окажется неизвестным.
Соответствующий запрос мы отправили в Минсоцполитики, но к моменту подготовки номера в печать ответ еще не был готов.