Больная медицина

Реформа медицины длится с 2012 года, но реальные изменения жители экспериментальных областей (Днепропетровской, Винницкой, Донецкой), а также города Киева в полной мере ощутили лишь недавно.

Чтобы попасть на прием к специалисту узкого профиля (например, лору), порой приходится ждать не меньше недели. Но и потом не миновать очереди, в которой почти все дети - с температурой. Фото: архив «КП».

Скоро эти новшества могут произойти в других регионах.

В программу оптимизации затрат на медицину входит уменьшение штата и ставок медперсонала поликлиник и больниц. Что мы имеем в итоге? Не только дефицит кадров, но и дефицит внимательного отношения к пациентам. Читатели "Комсомолки" поведали о том, как получали лечение по новым условиям в больницах и поликлиниках Киева и экспериментальных областей. По известным причинам фамилии пациентов не указаны. 
 
По скорой не осматривают и постель не выдают 
 
25-летняя Марина как-то утром ощутила резкую боль в правом боку и вызвала скорую. Девушку привезли в больницу, но поставили в обычную очередь в приемной дожидаться, пока дежурный врач сможет осмотреть ее.
 
- Лишь после нескольких часов в очередях то к одному врачу, то к другому, то на анализы я наконец смогла получить укол обезболивающего. К тому времени я едва соображала, началась рвота, - жалуется Марина. 
 
После госпитализации выяснилось, что постели в больнице нет. В клинике не было исправно работающего душа, зато в изобилии жили тараканы. Дежурный врач в выходной не появился, хотя родственники бабушки, лежащей по соседству, дали ему солидную взятку, чтобы тот проявил большую заботу о пациентке. 
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
 
Фото: архив "КП".
- Если в больнице вам не предоставили качественную помощь, не осмотрели вовремя, не сняли боль, не выдали постельное белье, необходимо написать письменное требование на имя заведующего отделением или главврача, - советует  президент Всеукраинского совета по защите прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. -  Хотя почти в 100 % подобных случаев дежурный персонал ответит, что лекарство не кололи и белье не выдавали, так как пациент об этом не спрашивал и никто не знал, что это ему нужно. На самом деле в больнице есть и простыни, и обезболивающее. Если человеку так плохо, что он не может писать заявление, стоит обратиться к врачу с помощью родственника или представителя. В крайнем случае написать заявление, когда полегчает. 
 
Можно пожаловаться и на отсутствие горячей воды в больницае. В пункте 9.18 Санитарных норм и правил 5179-90 говорится, что больные должны обязательно мыться при приеме в стационар, делать "гигиенические помывки" не реже раза в 7 дней с отметкой в истории болезни (п. 9.20). Поощрение докторов наш эксперт не одобряет.
 
- В Украине отсутствуют штрафы за опасное и некачественное предоставление медицинских услуг. Система депремирования для семейных врачей, о которой сейчас говорят, штрафом быть не может, поскольку премия - это лишь поощрение. А люди и так приносят врачам денежные "поощрения", поэтому в случае некачественного предоставления услуги они ничего не потеряют, - уверен Виктор Сердюк. 
 
Десятки детей с температурой не могли попасть к врачу
 
Маленькому Владику 2,5 года. После ОРВИ у малыша начался гнойный аденоидит с температурой и головной болью.  Педиатр дал направление к лору. Увы, попасть к нему непросто. Необходимо было явиться на запись всего-то дважды в неделю с 8 до 8.30. Талончиков ограниченное количество, так что мамы маленьких пациентов занимают очередь в 7 утра. Но и тогда не все успевают.  
 
- По телефону запись не ведется, - говорит мама Владика киевлянка Иванна Николаевна. - Когда мы наконец-то попали к доктору, там стояла очередь в несколько десятков человек. Почти все дети с температурой выше 37,5-38 - такова специфика болезней уха и носоглотки. Множество мам пришли без записи, так как не могут откладывать осмотр ребенка. В коридоре они советовались, сколько платить врачу, чтобы он принял без возражений. 
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
 
Фото: личный архив.
- Вопросы записи в очередь на прием к врачу регулирует приказ Минздрава №435 (2013 г.). Запись ведет регистратор. График работы последнего - обычно график работы поликлиники, который составляет, конечно, не по полчаса дважды в неделю. Ни один документ не запрещает делать запись по телефону, - объясняет юрист Павел Онищенко. -  Но часто бывает, что талоны выдают в неприемные часы доктора. Фактически это свидетельствует, что врач сам вместо регистратора ведет свою запись в удобное время. На это можно пожаловаться, обратившись в главврачу поликлиники или в местное управление здравоохранения. 
 
К сожалению, попасть без очереди даже в случае, если у ребенка высокая температура, можно только к педиатру. Приема к узкому специалисту придется ждать в общем порядке. Это есть в приказе Минздрава №646 (2011 г.). Однако в ст. 1 ЗУ "Об экстренной медицинской помощи" говорится, что пациент может обратиться в больницу в состоянии, которое угрожает его жизни. Это касается и ситуации с высокой температурой у ребенка.