Александр III возглавил спасательную операцию
Царский поезд, насчитывавший 15 вагонов, ехал по Курско-Харьковско-Азовской железной дороге со скоростью почти 70 километров в час. На подъезде к Харькову, когда императорская семья собралась в столовой на завтрак, состав несколько раз здорово тряхнуло, потом что-то треснуло и поезд слетел в кювет. Уцелели лишь два паровоза и несколько задних вагонов, остальные превратились в груду металла.
В аварии 20 человек погибло, 37 были ранены. В тот день, 17 октября 1888 года, шел дождь, поэтому люди, инструменты, багаж, посуда, тела убитых - все смешалось в непролазной грязи…
|
- Несмотря на то что вагон-столовая находился в центре состава, царской семье чудом удалось уцелеть, причем это чудо было официально признано Русской церковью, - вспоминает 85-летний харьковчанин Алексей Иваницкий, чей дед - известный фотограф того времени тоже Алексей Иваницкий - одним из первых делал репортаж с места крушения. - Ходили легенды, будто император на своих плечах удерживал крышу вагона, чтобы выжившие смогли выбраться, но это не так. Просто на столовую должны были наехать следующие вагоны, но два ближних развернулись на рельсах поперек и образовали баррикаду. Получилось нечто наподобие укрытия, благодаря которому августейшие особы и спаслись.
Кстати, официант, который стоял за спиной у царя, погиб, а Александр III получил травму из-за сплюснутого в кармане серебряного портсигара. Больше всех из членов царской семьи пострадала старшая дочь Ксения, она на всю жизнь осталась горбатой.
Выбравшись из вагона с супругой и детьми - ранеными, перепачканными, но живыми - государь возглавил спасательные работы. Не отставала и царица - прикрывшись простой офицерской шинелью, она не отходила от раненых, рвала простыни на бинты.
- Только вечером все семейство уехало обратно в Лозовую, и там был устроен парадный обед, - продолжает Иваницкий. - Отдельно были накрыты столы для семьи императора, дворян, железнодорожных служащих, крестьян. К тому же всех, кто помогал раненым, августейшие особы отблагодарили подарками.
Потом царь с царицей приехали в Харьков и обошли все больницы, где лежали раненые. Параллельно проводился ремонт железнодорожного полотна.
|
Перстень с сапфиром за альбом
По словам историка из Змиева Юрата Коловрата, на самом деле крушение произошло не близ станции Борки, как многие думают, а чуть дальше - на пустыре, где позже возник поселок Спасов Скит (его в XX веке переименовали в Первомайский). Местные жители до сих пор с придыханием пересказывают воспоминания дедов и прадедов о том, как именно произошла авария, а в народном музее при школе хранятся царские подарки - огромное блюдо с голубой каемочкой, "катеринка", мозаичные иконы...
- Моей прабабке тогда было лет десять, - вспоминает руководитель музея Зинаида Мотроновская. - В то время здесь были земли соколян - жителей села Соколово, которые весной пригоняли сюда коров и жили возле пастбищ до поздней осени. Когда произошла авария, именно они первыми услышали крики, треск и прибежали на помощь. Что именно делала моя прабабка, я не знаю, потому что, когда я ее расспрашивала, ей уже было за 90, но императрица подарила ей два блюда: одно большое, вот это, второе меньше и несколько тарелок. Во время войны она собрала всю царскую посуду, перемотала соломой, положила в просмоленный мешок и закопала в саду. Когда село освобождали, в хату попал снаряд и она сгорела. У семьи ничего не осталось, кроме царской посуды.
Кстати, снимки фотографа Иваницкого, который одним из первых оказался на месте трагедии, тогда облетели весь мир, а сегодня являются главными иллюстрациями этой темы в учебниках и энциклопедиях. Сколько именно фотографий сделал Иваницкий, его потомки не знают, но, говорят, на выставках обычно показывают 16 снимков. За них на Иваницкого посыпались всякие блага и награды.
- Дед не раз снимал царскую семью, когда они направлялись в Крым или останавливались в Харькове, но никогда не получал за это денег - благодарили кольцами, табакерками, - перечисляет внук фотографа. - За альбом о крушении царского поезда он получил драгоценный золотой перстень с великолепным сапфиром, окруженным крупными бриллиантами, а также участок около 30 гектаров на берегу Северского Донца рядом с селом Гайдары. Эти украшения помогли нашей семье выжить во время Голодомора и войны.
|
КСТАТИ
Серебряный колокол в честь спасения пропал после революции
На месте крушения царского поезда построили одну из красивейших церквей России - храм Христа Спасителя, а еще часовню Нерукотворного Спаса и основали монастырь. В память о чудесном спасении Романовых слобожанские промышленники и меценаты Рыжовы изготовили колокол из чистого серебра. На его лицевой стороне были изображены вензеля императорских величеств, а под ними - пять медальонов с надписями славянской вязью имен князей и княжон: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил.
- Тысячи харьковчан спешили внести свою лепту в создание необыкновенного колокола, несли в храмы фамильное серебро, украшения и трудовые серебряные копейки, - говорит историк Артем Левченко. - Пожертвования превзошли все ожидания - за один месяц собралась сумма, позволившая объявить о том, что вес колокола будет не 10, а 20 пудов.
В 20-е годы все ценности монастыря перевезли в Харьков, а затем они благополучно потерялись… Саму же церковь взорвали в сентябре 1943-го. О том, кто же это сделал - немцы или же советские войска - до сих пор ведутся споры.