Глядя как 69 летний харьковчанин Юрий Хренников полный здоровья и сил шустро орудует шпагой, трудно поверить, что еще два года назад он испытывал страшные боли в тазобедренном суставе при малейшем движении.
- Это продолжалось больше 10 лет, - рассказывает тренер по фехтованию Юрий Хренников. - Мне сразу сказали: нужно делать операцию, но я отнекивался. При этом если я давал уроки, то это было сродни подвигу Геракла. В итоге я решился на операцию, зная, что буду одним из первых в мире, кому поставят сапфировый сустав. Столько жизненных сил потом появилось - тренирую, езжу на соревнования. Хочу отнести докторам снимок, чтобы они видели: работает!
Автор сапфирового чуда, профессор института монокристаллов НАН Украины (Харьков) Леонид Литвинов об этом камне знает все. С ним он работает десятки лет. Медики заинтересовались сапфиром после того, как в 80-х в газете «Правда» вышел материал об уникальных искусственных камнях.
- Тогда мы сделали тесты и оказалось, что никакой материал не может сравниться с сапфиром по своей совместимости с человеческими тканями, - говорит Литвинов. - Так началось наше сотрудничество с врачами. Впоследствии мы стали выращивать суставные головки, под форму их подгоняли уже в Киеве.
А спустя много лет сотрудники Харьковского института патологии позвоночника и суставов им. Ситенко АМН Украины провели операцию, которой не делал никто в мире – на место больного сустава вставили сапфировый.
- Сегодня это ноу-хау в эндопротезировании, - рассказывает заведующий отделом патологии сустава, профессор Владимир Филиппенко. – Ведь искусственные суставы в Украине да и во всем мире изготавливаются из титановых сплавов и других прочных материалов, нормальное трение обеспечивают прокладки из высокомолекулярного полиэтилена. Но проблема в том, что такие протезы быстро стираются, разрушается полиэтилен и через 10-15 лет такой сустав приходится менять. А сапфировые суставы вечны.
Сегодня изобретение врачей и ученых находится на стадии клинических разработок. Чтобы говорить о показателях на серьезном уровне, нужно провести около сотни операций.
- Запад активно интересуется этими разработками. Поляки, греки провели исследования, которые мы сделали еще 15 лет назад. Греки хотят освоить производство сапфировых суставов, сейчас идут переговоры, - рассказывает профессор Филиппенко.
- Но применить нашу технологию в других странах будет проблематично, - подключается к разговору профессор Литвинов. - К примеру, в Канаде, на получение разрешения на применение нового материала, уйдет очень много времени. В то же время, потребности велики. В Штатах, например, ставят сотни тысяч протезов в год, традиционный искусственный сустав там стоит дорого – около 3 тысяч долларов. Наш протез из сапфира выйдет значительно дешевле. Фото предоставлено Владимиром Филиппенко и Юрием Хренниковым.
Александр Пасюта («КП» - Харьков)