Харьковчанин унаследовал средневековые тайны выдувания стекла

Выставка «Дети пробирки» украинского мастера Дмитрия Вовчука потрясла Париж

За феноменальные способности Ассоциация стеклодувов уже наградила украинца званием «Самый молодой стеклодув мира».

Выставка «Дети пробирки» украинского мастера Дмитрия Вовчука потрясла Париж.

Случившееся с 23-летним харьковчанином Дмитрием Вовчуком напоминает старую сказку. Львовский мастер-стеклодув перед смертью обучил Дмитрия справляться с самым тонким и непредсказуемым материалом в мире, открыв ему тайны, которые несколько поколений передавались от отца к сыну. Теперь Вовчук владеет знаниями, за которые мастерские Европы готовы платить миллионы. А наш земляк гордо заявляет, что из Украины он - ни ногой!

- Все началось в мастерской признанного во всем мире виртуоза-стеклодува Богдана Валько, - вспоминает Дмитрий Вовчук. - Там стояли настоящие шедевры: ваза, тарелки. Они переливались, играли на солнце и, казалось, притягивали взгляд. Я рассматривал их, не веря, что человек сумел такое сделать. Потом напросился в мастерскую к Валько. Надо сказать, что он входил в десятку сильнейших стеклодувов мира, обладал секретом смешивания разных цветов и умел получать стекло с насыщенными оттенками.

Дмитрий начал помогать мастеру. Прямо возле печи он узнавал один за другим секреты, даже не подозревая, что становится наследником великого богатства, которое собирали веками несколько поколений мастеров-стеклодувов знаменитой львовской школы. К слову, родным детям Валько не захотел передавать свои тайны: не увидел в их глазах должного интереса.

Первая выставка молодого стеклодува прошла в Германии. Когда на границе немецкие таможенники осмотрели содержимое багажа Дмитрия, то подняли переполох – его работы они приняли за раритетные произведения искусства.

- Что тут началось! Стали расспрашивать, на каком основании я вывожу антиквариат, - смеется Дмитрий. - Уже в Германии за одну из работ - эксклюзивную бутылку, которую я называю «тыква» за сходство по форме, восхищенный бюргер предложил мне новенький «Мерседес», но я отказался. Как-то не хотелось одну из самых любимых работ отдавать пусть даже за такую дорогую машину.

Немецкие мастера, большинству из которых перевалило за восемьдесят, рассматривали работы паренька из Украины и не верили своим глазам. Но когда узнавали имя его учителя, все становилось понятно.

- О львовских стеклодувных печах знает весь мир! Об этих секретах ходят легенды, - говорит Дмитрий.

- А переманить вас заграничные коллеги не пытались?

- Неоднократно. Например, немцы часто зовут, - признается мастер. - У них несколько моих фигурных тарелок в музее под открытым небом хранятся. И в Канаду звали, и во Францию. Не хочу. А вот работы подарить для музея - пожалуйста! За границей моих стекольных творений уже немало.

Фото из архива Дмитрия Вовчука.