Жители Нью-Харькова путаются в адресах, мечтают о газе и радуются фонарям

Год назад официально утвердили расширение территории Первой столицы за счет мелких населенных пунктов, граничащих с городом. "Комсомолка" выясняла, как сегодня живется новоявленным харьковчанам.

Идеальной границы не получилось
 
В результате "операции присоединения" Первая столица получила  дополнительные 4450,58 га территории, параллельно избавившись от 52,32 га. В частности, перестали существовать Кулиничи, Бражники, Заики, Павленки, а в черту города частично вошли Покотиловка, Песочин, Циркуны... В итоге жителями Харькова стали 8128 человек.
 
- Провести границу города идеально по окружной дороге не получилось, - признал ответственный секретарь городской топонимической комиссии Алексей Хорошковатый. - Здесь должно быть обоюдное решение: заинтересованность города и согласие поселковых советов, к которым принадлежат окрестные населенные пункты. Впрочем, там и так многое было ориентировано на Харьков. Даже в Песочине, от которого нам досталось чуть-чуть, весь человеческий ресурс "подвязан" под Харьков: работают, посещают магазины и так далее.
По информации мэрии, на присоединенных территориях почти все "устаканилось": переименованы улицы (кроме проселочных), идет процесс перерегистрации и инвентаризации.
"Комсомолка" отправилась в Нью-Харьков, чтобы увидеть все собственными глазами.
На улице Бражниковской до сих пор висят старые таблички. Фото: Юрий ЗИНЕНКО.
 
Бражники: старые таблички и дорогое кладбище
 
Съезжаем с окружной дороги сразу за указателем "Бражники" и попадаем в  бывшее село Харьковского района с населением примерно 100 человек. Теперь это - часть Первой столицы, хотя вид у нее не совсем городской: сорняки, перекошенные заборы и магазин с бедным ассортиментом – в нем не оказалось шоколадных батончиков. Зато приличная дорога на улице, которая теперь называется Бражниковской. Правда, таблички  висят старые: "ул. Фрунзе".
- Зачем их менять, если все таксисты знают старый адрес? – вопрошает местная жительница  Катя Жирко. – Хотя документы все равно придется менять, а для этого надо ехать в город. Хорошо бы еще, чтобы маршрутка ходила хотя бы раз в день. Нам нравится здесь жить, но мы многим недовольны: брошенные мы какие-то, как в селе живем.
Большинство населения экс-Бражников – пожилые люди, молодых очень мало.
- А мы последние копейки в магазин относим, - вздыхает пенсионерка Мария Федоровна. – Хорошо еще, что в долг дают, если попросим. Что поменялось после присоединения? Ничего хорошего! Раньше нам деревня газ в баллонах возила, а теперь самим на заправку надо ездить. А еще деда недавно похоронила, так с меня теперь содрали 1200 грн за место на кладбище. Новая власть пришла.
 
Кулиничи: подешевела вода, появились акселераты
 
В километре от Бражников - уже бывшие Кулиничи. Здесь живут привычной жизнью: ремонтируют крыши, лавируют между ямами на улицах, продают обложенные кирпичом ветхие домики и записывают коммунальные показатели прямо на калитках.
- Изменений пока особо не почувствовали, но документы уже пришлось оформлять, - говорит Александр с ул. Кулиничевской. – У нас тут номера домов поменялись. У меня, например, стало 99 вместо 97. Как так вышло – неизвестно.
Кулиничевцы рассказывают, что коммунальные платежи теперь нужно платить в городе. И тарифы изменились. Водопровод, скажем, даже подешевел. А у магазинчика на ул. Кулиничевской появились свои проблемы.
- Милиция начала больше шкуру драть! – возмутилась продавщица. – Они теперь подсылают сюда малолеток, чтобы оштрафовать за продажу выпивки. Не местных ребят, своих возят, акселератов: ему и 18-ти нет, а у него уже и усики, и бородка. Так и сбивают с толку…
 
Покотиловка: тройной адрес и шанс на лечение
 
Еще один кусок присоединенной земли - на юго-западе от областного центра. Граница здесь прошла посередине одной из улиц: справа - Харьков, а слева – село. И - никаких указателей.
- Мою часть не присоединяли, но дорогу уже ремонтируют. Это хорошо. И освещение делают, - радуется жительница ул. Агрономической.
Прогуливаясь по поселку, мы наткнулись на странный двор. На заборе написано "ул. Молодежная, 1", а на доме за тем же забором – "ул. Троценко, 1".
- До присоединения наша улица называлась Молодежной, в феврале мы прописались уже на Троценко, а теперь еще и номер дома придется менять. Выяснилось, что у нас сразу четыре улицы неправильно пронумерованы, и мой дом должен быть под номером два, - качает головой его владелец, Василий Белинский. – Старую табличку не снимаем, потому что люди Молодежную знают, а не Троценко.
Оказывается, после официального присоединения у семейства Белинских - одни сложности. В горсовете Харькова пока не подтвердили их новый адрес, плюс переоформление документов, скорее всего, влетит "в копеечку". Да еще и почтовое отделение теперь находится в пяти километрах вместо одного – аж в Ледном.
- Единственный очевидный плюс из всей этой истории – возможность обследоваться в больнице на пр. Гагарина, - говорит Любовь Белинская. – Больницу в Покотиловке закрыли еще два года назад, и людям приходится либо вызывать врача на дом, либо проситься в Мерефу. А там принимают не всех.
 
Кстати
 
Спекулянты просчитались
 
После того как новые территории стали частью Харькова, некоторые попытались  дополнительно заработать на местной недвижимости.
- Собственники объектов пытались выставить стоимость выше, - вспоминает директор агентства недвижимости Игорь Балака. - Но покупатель реагирует на такое лишь одним способом - кошельком. А поскольку ничего не покупали, те, кто рассчитывал на дополнительную выгоду, просчитались и вернули цены к прежнему уровню.
По данным риелторов, за год после присоединения ничего особо не изменилось: цены на жилье уже и так были сопоставимы с ценами на окраине города, а местная земля из-за кризиса денег приносит мало и влечет за собой только расходы.