Перевал Дятлова: На теле Семена Золотарева оказались татуировки, которых при жизни никто не видел

Наши корреспонденты встретились с родственниками самого загадочного из погибших туристов.

Зимой 1959 года в горах Северного Урала погибли девять лыжников. Среди ночи они по неясным причинам разрезали палатку и убежали в лес без верхней одежды и обуви. Шестеро умерли от переохлаждения, а у троих обнаружили смертельные травмы. Истинные причины той трагедии так и не были установлены.

Это была сплоченная группа под руководством студента Уральского политехнического института Игоря Дятлова. И только Семен Золотарев являлся самым таинственным человеком в ней. Этот 37-летний незнакомец прибыл в группу со стороны и был он значительно старше других туристов - лет на 15. Почему-то представился Александром. А после той драмы, когда отыскали погибших, на теле Семена (Александра) Золотарева обнаружили странные татуировки, так описанные судмедэкспертом: "На тыле правой кисти у основания большого пальца татуировка "Гена". На тыле правого предплечья в средней трети татуировка с изображением "свеклы и букв + С", на тыле левого предплечья татуировка с изображением "Г.С" ДАЕРММУАЗУАЯ", пятиконечная звезда и буквы "С", букв "Г+С+П = Д" и цифры "1921 год".

Разгадать татуировки не удалось. Эти странности породили немало толков. Путем сложных ассоциаций иные исследователи решили, что Золотарев мог быть завербован американской разведкой. А в этот поход пошел, чтобы сблизиться с двумя туристами, работавшими на секретном ядерном предприятии. Есть также мнение, что Золотарев был работником КГБ, что он отправился в горы с некой секретной миссией и единственный из туристов выжил, а вместо него подбросили труп какого-то зека. А в иных израильских СМИ серьезно писали, что после трагедии Золотарев выжил и перебрался в Израиль.

1951 год. Семен (слева) и его двоюродный дядя Петр Золотарев. Фото: семейный архив.

НА ФРОНТ ОН УШЕЛ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ

Известно, что Семен Золотарев родился 2 февраля 1921 г. И погиб, получается, в свой день рождения - примерно утром 2 февраля 1959 года. Родился он в станице Удобная Краснодарского края в семье фельдшера Золотарева Алексея Герасимовича. Ныне в станице Удобной из родственников Семена остались только его двоюродный дядя Петр Герасимович Золотарев с женой Раисой Дмитриевной. И надо же так случиться, что аккурат в день нашего приезда в Удобную в доме Золотаревых случился пожар из-за старой проводки. По счастью, пожар потушили быстро, но старикам, пережившим глубокий стресс, было, конечно же, глубоко не до нас. Удалось же поговорить с соседом - фронтовиком Гамиевым Алексеем Никитовичем:

- Семена я помню по школе. Он был старше меня на шесть лет, поэтому мы не общались близко. Помню, что их поколение ушло на фронт в начале войны, а меня только в 43-м году призвали, когда мне 16 лет исполнилось. И после фронта с Семеном близко мы не общались. Во-первых, мы в разное время вернулись и в разном состоянии: я, например, еле ходил израненный. А он был парень здоровый, энергичный, спортивный.

В районном военкомате сведений о Золотареве нет. Летом 1942 года Северный Кавказ молниеносно захватили немцы. Потому всю документацию в местных военкоматах наши уничтожали.

Однако по разным архивам нам удалось о Семене Золотареве найти вот такие сведения.

Был призван на фронт в октябре 1941 года.

С октября 1941-го по август 1942-го служил на Юго-Западном и Донском фронтах командиром отделения 1570-го отдельного саперного батальона. С августа по декабрь 1942-го - командир отделения мотоинженерного батальона на Донском фронте. С декабря 1942-го по июль 1943-го также командир отделения легкопереправочного парка на Центральном и Донском фронтах. С июля 1943-го по апрель 1945-го - командир отделения 104-го понтонно-мостового батальона на Центральном, 2-м и 1-м Белорусском фронтах. С апреля по май 1945-го - 2-й Белорусский фронт - помощник командира взвода инженерного понтонного полка. С мая 1945-го по апрель 1946-го - Московский военный округ - курсант московского военно-инженерного училища. С апреля по август 1946-го - Ленинградский военный округ - старшина-курсант Ленинградского военно-инженерного училища.

В том же 1946 году после расформирования военно-инженерного училища поступил в Белорусский государственный университет физической культуры.

Это одна из странных татуировок на руке Семена Золотарева. Что на ней изображено, непонятно: сердце, туз пик, иероглиф? А в уголовном деле - и вовсе "свекла". Фото: Фонд памяти группы Дятлова.

РАССКАЗЫВАЮТ ПЛЕМЯННИЦЫ

В Армавире мы повстречались с племянницей Золотарева Аллой Боровиковской (в девичестве Кольцовой).

- Меня возмущает, что Семена на неких форумах называют шпионом, - начала беседу Алла Александровна. - Если б он был таким, то всем его родственникам не поздоровилось бы. Я, например, в 60-х годах поступала работать в детскую комнату милиции в Невинномысске. Но меня не приняли из-за того, что мой отец пропал на фронте без вести. Такое суровое было время. А окажись, что Семен шпион, так всю бы нашу родню тогда затаскали по инстанциям.

Я помню Семена с 52-го года. Это был очень веселый, солнечный человек. Когда приезжал в Удобную - наступал праздник. Он очень любил фотографировать и был прирожденным туристом. Нас, детей и подростков, уводил в горы. Учил разводить костры, готовить пищу и прочим походным делам. Когда он погиб, то родные сестры Семена, ныне покойные, еще в те времена говорили между собой, что его и других туристов в горах убили. Откуда у них взялась такая информация, мне неизвестно. Меня, школьницу, в это не посвящали... Почему он не был женат? Да у нас в семье все поздно женились. Мой отец тоже женился в 32 года. Другие родственники и еще позднее. Но женщин Семен любил, да и они его любили. Я слышала, что в Ставропольском крае, в Лермонтове, у него была гражданская жена и был ребенок, но про них ничего не известно... А вот татуировок на руках у Семена я не видела и зубов металлических у него не помню... (При обследовании тела Золотарева медэксперт указал: "На верхней челюсти две коронки и зуб из белого металла, на нижней - четыре коронки из белого металла". - Авт.)

Вторая двоюродная племянница Семена, Наталья Золотарева, рассказывает так:

- Со слов моего отца известно, что у Семена на Ставрополье была гражданская жена и сын, которого, кстати, Сашей звали. А какую фамилию он носил, не знаю. Семену очень нравилось имя Саша. Он даже фотографии свои подписывал - "брат Саша". Мой папа тоже не помнит у Семена татуировок и зубов металлических не помнит. Папе было 14 лет, когда он видел Семена в последний раз.

…Нам неизвестно, был ли кто-то из наших родственников на похоронах в Свердловске. В иных источниках пишут, что якобы приезжала мать Семена, но это не так. Мать точно не ездила. И мы не знаем, как его схоронили.

Родственница Алла Боровиковская утверждает, что ее дядя Семен Золотарев не мог быть шпионом. Фото: Николай ВАРСЕГОВ.

ЗАГАДОЧНЫЕ НАКОЛКИ

Что касается сына Золотарева, Саши, то, как нам ранее поведала по телефону Раиса Дмитриевна (погорелица), после смерти Семена жена сдала ребенка в детдом. Родственники пытались потом Сашу найти, но не получилось.

А история с похоронами Золотарева выглядит несколько странной на фоне рассказа сестры другого погибшего туриста - Юрия Дорошенко. Сестра Юрия Ирина Рашевская рассказывала нам так:

- Мне было тогда 14 лет. Жили мы в Казахстане. Однажды ночью к нам в дом постучались военные. Сказали маме, что с Юрой случилось какое-то несчастье, не уточнив, какое. Велели маме срочно собираться в Свердловск. И прямо военным самолетом ее доставили на похороны.

Какие войска представляли эти военные, Ирина сказать не может, но утверждает, что это точно были люди в военной форме, а не в милицейской или прокурорской.

Судя по всему, родственников Золотарева ни военные, ни кто-то еще на похороны не возили. Иначе племянницам было бы хорошо известно о той поездке. И этот факт - в пользу тех исследователей, которые полагают, что вместо Золотарева был захоронен труп неизвестного. Возможно, судя по наколкам и зубам из металла, - труп зека. Известно, что тела дятловцев сначала привозили в морг тюремной больницы в Ивделе.

Допустим, татуировки, которых не помнят родственники, Золотарев мог сделать (зачем?) незадолго до похода. Тогда же мог и поставить зубы. Только очень уж странные эти татуировки. В них можно лишь разгадать цифру 1921 - скорее всего, год рождения Золотарева. Ну, "Гена" - друг, скорее всего. Все прочее - загадочная абракадабра. По поводу знака "свекла" даже специалисты по лагерным тату ничего не могут сказать. Вроде бы в неких местах "свекла" означает - посажен за хулиганство? Но спецы полагают также, что судмедэксперт мог принять за "свеклу" знак туза пик - что в уголовном мире означает агрессию. Звезда на предплечье - из разряда ничего такого не значащих татуировок.

Наградной лист Семена Золотарева
Описание его подвига, за который он получил Орден Красной Звезды

Есть также мнение, что часть тату подростковые (детдомовские?). "Гена", возможно, имя самого носителя татуировок. "Г+С+П=Д", вероятно: Гена+Саша+Паша=Дружба.

Что значит "Г.С" Д А Е Р М М У А З У А Я"? Это никто расшифровать не может. Смеем предложить нашу версию. Положим, "Г.С" (Гена Сидоров?) отбывал в лагере таком-то. И следующие буквы "ДАЕ" изначально были другими - "ЛАГ". Но по каким-то причинам Гене понадобилось сокрыть эту информацию. Тогда он подрисовал к "Л" и "Г" палочки, превратив их в "Д" и "Е". Но это всего лишь наша зыбкая версия.

Если тело Золотарева подменили, то зачем? Возможно, его необходимо было скрыть от посторонних глаз. Быть может, на нем имелись следы пулевых, ножевых ранений? А может быть, радиация?

В этой связи напомним очень престранный факт, о чем мы писали в предыдущей статье со слов очевидца Владислава Биенко. "После того как следователь Иванов побывал на месте обнаружения последних туристов (включая Золотарева. - Авт.), я его не узнал. Из энергичного, хваткого и общительного человека он превратился в подавленного, равнодушного. Иванов словно постарел на десятки лет. На мои расспросы он лишь сказал: "Ты знаешь, Слава, мне кажется, что там было два приложения неведомой нам стихийной силы: одно - психическое, выгнавшее здоровых ребят из палатки, и второе - физическое, искалечившее и убившее троих ушедших в сторону от основной группы".

Быть может, следователь Иванов тогда вдруг узнал такое, что являлось государственной тайной? И это подкосило его?

Мы очень надеемся, что нам удалось развеять эти легенды, как и "туманное прошлое" Семена Золотарева, представив здесь новые документы по его биографии. Но вот он ли на самом деле был похоронен вместе с другими погибшими туристами, это пока загадка. Кстати сказать, родственницы Семена тоже в том не уверены, и они не против проведения эксгумации.

За что он получил орден красной звезды

Среди архивных документов мы обнаружили представление Семена Золотарева к ордену Красной Звезды и описание его подвига:

"Старший сержант Золотарев С. А. Под артиллерийским и минометным огнем противника перевозил с расчетом 9 человек в ночь с 21 на 22 апреля 1945 года понтоны с верхним строением на один 50-тонный паром. Прибыв на место сборки парома, т. Золотарев быстро и умело стал собирать паром. Противник начал обстреливать это место из орудий, минометов и пулеметов. Был ранен один боец, но старший сержант Золотарев не прекратил работу, а сам занял место вышедшего из строя бойца и своим примером бесстрашия воодушевлял бойцов на скорейшее выполнение задания. Этим же снарядом было перебито два прогона и настил. В метрах 300 в болоте лежало верхнее строение от разбитого парома, тогда т. Золотарев по пояс в воде дошел до него.

Регистрационный бланк члена КПСС Семена Золотарева с описанием его воинской службы

Красноармеец Корнеев без приказания пошел за старшим сержантом Золотаревым и вместе пригнали прогоны к собираемому парому. Задание было выполнено в срок, и паром был введен в линию моста, что обеспечило своевременный пропуск грузов и танков на противоположный берег.

За умелое командование отделением, за проявленные смелость и мужество при выполнении боевого задания достоин правительственной награды".

Мы просим всех, кто владеет какой-либо информацией о трагедии на  перевале Дятлова, написать нам: vars@kp.rukonata@kp.ru или позвонить по телефону: (495) 637-65-01 (доб. 22-91).