В один из дней, когда съемки из-за погоды опять сорвались, режиссер картины Владимир Лерт пообщался с "Комсомолкой".
СЦЕНАРИЙ ПИСАЛИ ПО ПЬЕСЕ ГОРИНА
- Владимир, как только начались съемки "Тевье", тут же посыпались обвинения в том, что вы используете имя Ступки, чтобы продвинуть себя. Но, насколько я знаю, еще в 2011 году, при жизни Богдана Сильвестровича, вы выиграли государственный тендер на съемки этой картины.
- То, что я занялся "Тевье", не могу назвать иначе, как стечением обстоятельств. Когда-то на одном из кинофестивалей мы разговорились с Богданом Сильвестровичем. И он, узнав, что я не видел в Театре имени Франко спектакль "Тевье-Тевель", пригласил меня. Объяснил, что билетов не достать, но для меня он оставит парочку. С этого все и началось. Вдохновленный увиденным, я решил снять фильм. Изначально хотел просто экранизировать спектакль. Но потом понял, что для меня это скучно, потому что не я ставил этот конкретный спектакль и для меня как режиссера в этой теме будет мало места.
- На основе чего вы все-таки выстраивали сценарий?
- Есть пьеса "Поминальная молитва", написанная Григорием Гориным. Мы выкупили права на ее использование у вдовы Горина. Сценарий писал я вместе с Александром Кузнецовым (актер, известный у нас по фильмам "Джек Восьмеркин - американец" и "Приморский бульвар". - Авт.). По сути, мы с Сашей адаптировали пьесу под экран. У нас было правило, которое высказал в фильме барон Мюнхгаузен: "Дорогая Якобина, ты же меня знаешь: когда меня режут, я терплю, но когда дополняют, становится нестерпимо". Это Горинская фраза. Так вот, мы старались ничего не дополнять. Но пришлось сокращать пьесу, иначе фильм длился бы больше трех часов. Работа над сценарием заняла почти два года.
- Вы раньше были знакомы с творчеством Григория Горина?
- Я всегда мечтал прикоснуться к его творчеству. В "Тевье", кстати, снимается Владимир Абрамович Долинский, который играл в картине "Тот самый Мюнхгаузен" пастора. Так вот я ему цитирую наизусть целые куски из того фильма. У меня есть собрание сочинений Горина, я безумно его люблю! Но если бы не эта ситуация с "Тевье-молочником", я вряд ли бы взялся за Горина сам. У меня были другие житейские планы, я раздумывал над уже готовыми сценариями нескольких фильмов, более простых и понятных. Хотел снять романтическую комедию, а замахнулся на Горина и Шолом-Алейхема.
- Какой же в итоге жанр вашего фильма?
- Трагикомедия. Необыкновенно сложный жанр. Я перечитал всего Шолом-Алейхема, вся его проза - это смех сквозь слезы. А заставить зрителя смеяться и плакать одновременно - очень сложно.
"МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ СПЕКУЛИРОВАТЬ НА ИМЕНИ СТУПКИ"
- Ступка вашу идею одобрил?
- Он, выслушав все мои планы, сказал: "Володенька, вы снимете это кино!". Поверьте, мы не собираемся спекулировать на великом имени. В титрах не будет надписи "Богдану Ступке посвящается". Мне трудно понять, почему вокруг этого столько шума, я хочу сделать фильм, который понравится зрителю, и никаких других целей не преследую. Меня в данный момент не волнуют награды или проходы по красным дорожкам.
Я хочу, чтобы мой фильм, наконец, оценил отец. Вы знаете, когда я показывал папе свою первую картину, он уснул. Так вот мне хочется, чтобы он досмотрел мою новую работу до конца. Это для меня очень хороший тест. Я хочу делать интересное кино, ориентированное на простых людей, на своих родителей, на друзей, на себя самого.
- На роль Тевье вы пригласили московского актера Евгения Князева (известен главной ролью в сериале "Вольф Мессинг". - Авт.). Почему именно его?
- Это то же самое, что спросить у чьей-то жены, почему она замужем именно за этим человеком. Не было никакого кастинга. Я просто увидел в этом человеке глубину, которая у меня сочеталась с моим личным представлением об образе Тевье, нашел его телефон, позвонил и предложил роль. Он сказал: "Конечно, согласен! От таких ролей не отказываются!". Евгений Владимирович очень трепетно относится к этой роли. Мы с ним переписываемся, читаем письма настоящего Тевье Шолом-Алейхема. Я в своей жизни не встречал актера, для которого была бы так важна роль.
- Вас не остановило то, что он - немедийный актер?
- Он гениальный актер. А то, что немедийный, наоборот, привлекло. Мне как режиссеру не очень нравится, когда за актером тянется шлейф светских подробностей. А за Князевым в этом смысле есть только "Мессинг". В моем фильме у него абсолютно другая роль, а грим такой, что его не все узнают.
НАШИ ЛЮДИ В ГОЛЛИВУДЕ
- Известный кинопродюсер Александр Роднянский, делая карьеру, уехал из Украины в Россию, а затем махнул в Голливуд. А вы, наоборот, выросли в Голливуде, а карьеру отправились делать в Киев. Почему?
- Я вас уверяю: где ты, там и есть твой Голливуд! Человек, который приезжает в Голливуд, другим не становится. Я как любил Захаровское кино, так и люблю. И хочу делать что-то похожее. А в США этот фильм "Тевье", да и Горин в целом никому не нужен. Там абсолютно другой мир. У меня есть киноистория, которую нельзя снять нигде, кроме как в Соединенных Штатах, настоящая американская история, и когда я соберусь ее снимать, я отправлюсь в США.
Отвечая на ваш вопрос про Роднянского, могу сказать, что продюсерам следует стремиться в США, потому что там большие возможности. Там безопасней, там есть огромный рынок, на котором можно продать любое кино, легче окупить инвестиции. Но, честно вам скажу, Голливуд - это нараспашку открытые двери. Те, кто утверждает, что там нужно пробиваться, ничего в Голливуде не понимают и никогда там не были. Это заблуждение. Люди, которые хотят и могут там работать, там работают. Голливуд - это большая фабрика, которой постоянно нужна свежая кровь, специалисты, новые оригинальные истории, режиссерские ходы. Если у тебя это есть - пожалуйста! Ярчайшие примеры - Вадим Перельман и Тимур Бекмамбетов.
Я как-то встречался в Голливуде с Бекмамбетовым, какое уважение он там имеет! Его очень любят на студии, он комфортно себя там чувствует и снимает голливудское кино. Кому-то это кино нравится, кому-то нет.
Я думаю, что и Федор Бондарчук станет своим в Голливуде, это видно по его последней картине "Сталинград" - абсолютно голливудский размах.
- А вам из всех заграниц нравится Киев?
- Представьте себе. В этом городе с кино все будет хорошо. Я когда несколько лет назад приехал в Киев, увидел такое количество молодых киношников - все буквально бурлило. Я тогда сказал, еще лет через пять в Украине произойдет киношная революция - сто процентов! Поэтому я здесь и делал свой первый фильм "Отторжение". Так и получилось: в следующем году около двадцати полнометражных украинских фильмов выйдет в прокат.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Владимиру Лерту 34 года. Еще школьником вместе с родителями иммигрировал в США. Окончил Голливудскую киношколу Brooks Institute и школу актерского мастерства International Actors School в Лос-Анджелесе (ее основатель - актер Александр Кузнецов).
Свою карьеру в кино Лерт начал в качестве помощника продюсера, подрабатывая одновременно актером второго плана на съемках многих известных голливудских картин.
В 2006 году его пригласили в Украину в качестве режиссера серии рекламных роликов. После проекта Лерт остался в Киеве. В 2010 году на экраны вышел его дебютный полнометражный фильм "Отторжение" с Сергеем Бабкиным в главной роли.
КОМПЕТЕНТНО
|
Денис РЖАВСКИЙ, глава Украинской киноассоциации:
- "Тевье-Тевель" - театральная легенда нашей страны, абсолютно логично, чтобы эта легенда была воплощена и на киноэкране. Украинские зрители давно соскучились по качественным экранизациям близкой нам классики. Хорошо, что для съемок фильма продюсер Андрей Савенко собрал такую сильную команду, столь же многонациональную, как герои сюжета "Тевье". Это всегда хорошо - и для развития кино, и для его продвижения, и для роста профессионализма наших киноспециалистов. Очень приятно, что Владимир Лерт снова вернулся к съемкам фильма в нашей стране - украинское кино от этого выиграет.