- Какую куклу делаешь? - спросил я на одном из занятий у кудрявой девочки.
- Мачеху, – ответил ребенок, немного смутившись.
- А играть кого хочешь?
- Белоснежку, конечно, – не раздумывая, выпалила юная собеседница и застеснялась еще больше.
Театр начинался с газеты и клея
«Белоснежку» создавали десять дней. Сначала 15 учеников гимназии, среди которых пять полностью слепых детей, превращали пачки газет в изящных кукол. Под мастерскую отдали святая святых учебного заведения – учительскую. В светлой просторной комнате после основных занятий собирались дети, клеили, красили, резали и - главное - общались.
- Куклотерапия - это особый проект, - говорит руководитель группы Ирина Цыпина. - Мы подсмотрели идею у итальянцев и даже несколько дней были у них на мастер-классах. Наша главная задача - помочь слабовидящим и слепым детям почувствовать себя такими, как все. Мы наблюдали за процессом с первого дня. Малыши сначала жались друг к другу, стеснялись, но потом мы вместе со студентами Харьковского университета искусств их разговорили, расположили к себе, подружились, и закипела общая работа. Здесь есть момент, когда дети на ощупь берут материал, чувствуют его.
Из сотни предложенных сказок дети выбрали «Белоснежку и семь гномов»: ролей много, чтоб всем хватило, да и сюжет знаком с пеленок. Естественно, всем девочкам хотелось быть Белоснежкой, но это не стало поводом для ссор – роль отдали по жребию.
- Мы договорились, что все делают разных кукол своими руками, а роли распределяли позднее, чтобы никого не обидеть, - говорит Ирина.
В итоге почетная миссия сыграть красавицу досталась третьекласснице Насте.
- Я готовилась к роли очень долго , - делится впечатлениями Настя Малакан, - но забыть слова не боялась, сказка любимая, в любом моменте смогла бы сориентироваться.
- Разве нож нельзя к руке приклеить?
Рядом с детьми - всегда готовые помочь, подсказать и утешить – студенты кукольного отделения. Взрослые кукольники говорят, что все участники проекта - особенные, они подтверждают давно известную аксиому: люди с ограниченными возможностями талантливы во всем.
- Они интересно мыслят, у них и духовный мир намного богаче, - делится впечатлениями студентка. - И постоянно думают, мыслят. Например, разбирают спектакль, предлагают что-то. Был даже забавный эпизод: девочка слушала, как мы обсуждаем, а потом выдала: «Тут не будет сказано, что лесничий хочет убить Белоснежку». Мы ей говорим, что этого нет в сценарии, а она нам: «Разве трудно было сделать картонный нож и приклеить к руке лесничего?» Нам оставалось только поразиться детской сообразительности, но сценарий менять не стали.
После того, как бумажные куклы были готовы, началось самое интересное занятие, за которым в детстве девочки проводят часами – одевание. Одежду героям воспитанники гимназии тоже шили самостоятельно. И, дети очень хорошо угадывали сочетание тканей, хотя совершенно не видели их.
Кстати
Занятия проходили на базе гимназии для слепых имени Короленко. 15 юных театралов – дети в возрасте от девяти до тринадцати лет – впервые вышли на взрослую сцену Дома актера вчера утром.
Руководители сетуют, что проект единоразовый и занятия закончатся сразу после премьеры. Чтобы организовать постоянные занятия со специалистами – кукольниками, психологами и режиссерами - нужны деньги.
Фото автора.