Решивший открыть себя заново в качестве серьезного драматического актера, Николас Кейдж снялся в картине Дэвида Гордона Грина "Джо". Его персонаж - мачо с непростым криминальным прошлым - встает на сторону работящего подростка, регулярно избиваемого отцом-алкоголиком. Джо не назовешь идеальным киногероем (он посещает бордель и употребляет алкоголь, садясь за руль), но прежде чем истечь кровью, он позаботится о том, чтобы жизнь неродного ему парня сложилась более радостно...
"Не пяльтесь на моего сына!"
- Вы не раз говорили, что в своих киноработах неустанно ищете правду характера.
- Думаю, что правдивым можно быть, даже играя в барочной, оперной манере, что я и делаю в своих приключенческих фильмах. Если удается найти эмоциональное содержание роли, это влияет на стиль, в котором работаешь. Таким образом удается войти в контакт с публикой и в то же время остаться правдоподобным. Но в фильмах, подобных "Джо", приходится играть "тихо", пытаясь забраться "вглубь" своего персонажа и просто существовать как он. Прибегать к каким-то актерским приемам не нужно, нужно просто прислушаться к собственным воспоминаниям, к своему жизненному опыту и найти такое понимание персонажа, которое дало бы тебе возможность играть без всяких примочек. Слово "играть" иногда означает для меня "лгать". Но в данном случае речь идет не о том, чтобы натянуть на себя маску, а наоборот, о том, чтобы раздеться, предстать обнаженным.
- Какой личный опыт помог вам создать образ Джо?
- Я не могу поведать вам обо всех сделанных мной в жизни ошибках... Но я использовал этот негативный опыт для создания чего-то позитивного, я претворил его в образ Джо. Знаю только одно: я живу среди людей. Я не прячусь от них за воротами замка из слоновой кости, у меня нет личного самолета, я летаю обычными коммерческими авиалиниями и постоянно общаюсь с людьми. И это поддерживает во мне понимание того, что есть человек. Вот и в Венецию я летел из Америки самым обычным рейсом и наблюдал за пожилой женщиной, которая явно перепила. Мой сын играл в компьютерную игру со своей матерью, он совсем не шумел, но эта тетка грубо на него рявкнула и потребовала выключить компьютер. Я ей говорю: "Простите, в чем ваша проблема, ведь игра бесшумная?" Спросил и у стюардессы, чего добивается эта женщина. "Она просто выпивши и полагает, что ваш ребенок шумит", - ответила стюардесса. "Ну тогда понятно, она просто хочет, чтобы я "выключил" своего сына", - сказал я. Решил с ней больше не разговаривать, но она стала нехорошо смотреть на моего ребенка. И я сказал ей, так что слышал весь самолет: "Немедленно прекратите пялиться на моего сына!" Этот опыт не назовешь приятным, но, можете быть уверены, в каком-нибудь фильме я обязательно его использую, и вы почувствуете, что я все это прожил.
Вернулся из годичного отпуска
- Вы верите в систему Станиславского?
- Да, я верю во все системы, все они хороши, хотя подходы у всех разные. Есть такой профессор, Брайан Бэйтс, он действующий шаман. Он пишет книги и по шаманизму, и по актерскому мастерству. В них он доказывает, что современные актеры ничем не отличаются от древних шаманов, которые в дохристианские времена уносились в полет своего воображения с целью дать ответы на вопросы, назревшие в их деревнях. Актеры ищут героев, являющих собой отражение современного общества, которое может найти для себя в их работе что-то полезное. Все это связано с реальной жизнью. А добраться до нее можно разными способами - при помощи системы Станиславского, или снов, или предметов, которые дают энергетику. Все средства хороши.
- До "Джо" вы целый год не снимались в кино. Что изменилось за это время?
- Я все тот же актер. К работе над каждым фильмом отношусь с той же обязательностью. В этом смысле я не изменился. В свое время я сделал осознанный выбор попробовать себя в популярном кино - хотел сняться в фильмах ужасов, триллерах, даже комиксовых ужастиках, таких, как "Призрачный гонщик" или "Время ведьм". Я постоянно анализировал себя как актера, и мне не хотелось застрять на стадии натурализма. Не все поддерживали мой выбор фильмов, но я хотел играть такие барочные, сюрреалистические роли. Кому-то казалось, что это слишком, но именно такими они и задумывались, - это не случайно вышло, я все держал под контролем, мне все было интересно попробовать. Критикам или зрителям это могло не нравиться, с этим у меня проблем нет: для меня главное - чтобы мне самому было интересно. И когда я все перепробовал, я решил на год уйти в отпуск и сделать потом что-то более спокойное, минималистское, предполагающее внутреннюю работу. Мне 50 исполняется в следующем году, я многое пережил, и я хотел отразить этот опыт в кино, в котором я бы мог уже перестать "играть" и попробовать просто "быть".
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Николас Кейдж родился 7 января 1964 года в Калифорнии, в семье профессора литературы Августа Копполы, брата знаменитого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. В начале актерской карьеры Николас изменил свою фамилию с целью дистанцироваться от популярного семейства. Но одну из первых своих ролей, в фильме "Бойцовская рыбка", Кейдж все же сыграл у своего дяди. Начав с участия в картинах лучших авторов американского и британского кино - Дэвида Линча, Алана Паркера, братьев Коэнов, Кейдж со временем переключился на роли в голливудских боевиках, став одной из главных звезд в жанре экшен. В 1996 году выиграл "Оскар" за роль алкоголика в фильме "Покидая Лас-Вегас". Был женат на дочери Элвиса Пресли Лизе Мари и актрисе Патриции Аркетт. От модели Кристины Фултон имеет 22-летнего сына Вестона Кейджа, от своей нынешней жены Элис - 9-летнего сына Кал-Эл Копполу Кейджа.
5 лучших фильмов Кейджа:
✔ "Дикий сердцем"
✔ "Воздушная тюрьма"
✔ "Скала"
✔ "Без лица"
✔ "Покидая Лас-Вегас"