Федор Бондарчук: Мы "поженили" советское военное кино и новые технологии

10 октября в мировой прокат выходит военная драма "Сталинград" - очередное детище творческого тандема Роднянский - Бондарчук.

Фото: УНИАН.

Сын мастера, снявшего "Судьбу человека" и "Они сражались за родину", внес свою и, нужно сказать, достойную лепту в тему экранизации истории Великой Отечественной войны. "Сталинград" еще не поступил в прокат, а уже был номинирован на "Оскар" от России. Теперь у Федора есть все шансы доказать, что получать главную премию киноакадемии США - это семейная традиция Бондарчуков (в 1968 году "Оскар" завоевала снятая Бондарчуком-старшим эпическая картина "Война и мир"). О том, как "Сталинград" изменил его, и какой фильм на очереди, Федор Бондарчук рассказал в интервью "КП". 

"Это моя лучшая картина!"
 
- Федор, вы три с половиной года снимали картину, хватило ли сил посмотреть ее в готовом смонтированном варианте?
 
- "Сталинград" - первая картина из всех снятых мною, которую я посмотрел в Киеве как зритель. Можно долго исследовать, почему так происходит, но "9 роту" я смотрел целиком первый раз в прошлом году по телевизору (на большой экран картина вышла в 2005-м. - Авт.). "Сталинград" - первый фильм, который я могу и хочу смотреть со зрителем. Такое вот у меня отношение к моему последнему детищу. 
 
- И все-таки, почему Сталинград?
 
- Еще снимая "Остров", мы с Роднянским обсуждали разные темы для будущих проектов. В какой-то момент всплыла тема Сталинградской битвы, она со временем захватила нас и стала главной. В процессе написания сценария мы провели одно исследование - спрашивали людей на улицах, что такое Сталинградская битва? Результаты просто напугали. Для сегодняшней аудитории это такое же белое пятно, как взятие Бастилии или троянский конь. У нас не было цели никого ни поучать, ни наставлять - мы просто хотим рассказать эмоциональную человеческую историю, которая может быть заставит кого-то погуглить: а что же это за битва была?
 
Лично для меня Сталинград - это необъяснимая территория, на эту тему сложены тысячи легенд. Как можно было горстке людей победить хорошо вооруженную армию?!  Как можно было выжить в условиях абсолютно не совместимых с жизнью? Я для себя объяснить это логически не могу.
 
- Ваш фильм меня эмоционально вычерпал. Это очень нелегкое кино даже для зрителя, что уж говорить о режиссере. Насколько он вас изменил? 
 
- Странно и неловко говорить про свое кино. Можно в тысячи кавычек заключить эту фразу, но это моя лучшая картина! После фильма "Обитаемый остров" я понял, что фраза "все, что не убивает, делает нас сильнее" может работать на территории искусства. Я действительно стал сильнее, и я сделал "Сталинград", и я практически счастлив. 
 
На съемки привозили даже пыль из Волгограда
 
- "Сталинград" стал первым русскоязычным фильмом, который выйдет в формате IMAX 3D. Есть масса несогласных - мол, его нужно было снимать просто в 3D, а вы замахнулись на суперформат.
 
- Мы "поженили" советское военное классическое кино и новые технологии ради того, чтобы подарить зрителю максимальный эффект присутствия, буквально погрузить его в осажденный, выжженный город ноября 1942-го.
 
При этом мы не злоупотребляем эффектом - у нас нет на экране свистящих мимо головы зрителя пуль. Но я вам рекомендую посмотреть картину в IMAX - это совсем другой фильм. Кинематографический мир по этому поводу раскололся пополам. Одни утверждают, что все будут воспринимать этот формат нормально и для кино он раздвигает границы, другие уверены, что IMAX убьет кино. Дело вкуса, но я свою картину по-новому увидел именно в этом формате. Можете себе представить, что я от крупного плана Петра Федорова (актер играет главную роль - капитана Громова. - Авт.) не бросаю взгляд, а в прямом смысле поворачиваю голову, чтобы посмотреть, что находится на столе в кадре. На этом экране видно все, поэтому фильм должен сниматься в тысячи раз подробнее, ибо все (зараза!) видно - до мельчайших деталей! И в этой ситуации очень важен ассистент по реквизиту и о-очень важен ассистент по декорациям, который занимается мешочками… с разной пылью.
 
- Пылью?
 
- Да, она в картине возникает от любого движения. Мы эту пыль специально привозили с волгоградской южной земли, поскольку питерская никак не подходила. Ну вот никак! И в этом отношении к деталям у съемочной группы был "настоящий сговор".
В центре сюжета - противостояние двух офицеров: русского капитана Громова (актер - Петр Федоров) и немецкого капитана Кана (Томас Кречман). Фото: kinopoisk.ru
 
"Сказать, что мне страшно, - ничего не сказать"
 
- Я слышала, что вы с Александром Роднянским уже нацелились на новый кинопроект. Что это будет?
 
- Идея есть. Мы хотим снять городскую историю по книге "Код Дурова", права на которую Роднянский купил уже давно. Это история о возникновении самой большой социальной сети "ВКонтакте" и о ее создателе Павле Дурове. Его обвиняют, что устройство своей сети он слизал с "Фейсбука". О причудах его характера я слышал, начиная от истории о том, как Дуров разбрасывал пятитысячные купюры из окон офиса, до его добровольного затворничества. Легенд  огромное количество. Но то, что фигуре его возраста (мультимиллионеру сейчас всего 28. - Авт.), добившейся на этой территории таких высот, равных нет, это факт. Посмотреть, что это за персона и что это за время, мы и собираемся. Мир меняется очень сильно. А Дуров - это герой абсолютно нового времени. Герой или антигерой, рассудит время. В кадре же будет современный Петербург, Москва, мода и музыка сегодняшняя. Танки не ездят и дирижабли не летают…
 
Сказать, что мне страшно, это ничего не сказать. Ох, не просто разговаривать с современной аудиторией. Историческую военную драму снять, поверьте, легче. Я как-то выслушал мнение, что желание снимать исторические картины появляется от нежелания разговаривать с людьми о дне сегодняшнем на языке сегодняшнем. Мы все помним картины того же шестидесятника Шпаликова, который говорил в тот момент о реалиях своего времени. Другое дело, что нынешнее время характеризуют как некий вакуумный пузырь, в котором ни героев, ни литературных персонажей. Я отчасти с этим согласен. Но речь не о том, что их нет, а о том, как правильно и талантливо это зафиксировать. Вакуум тоже можно зафиксировать. 
 
- Да, трудная задача для 46-летнего человека, у которого в жилах течет "советская" кровь.
 
- Да нет. Я хочу все это понимать и более того - я хочу быть впереди!
 
КСТАТИ
 
Убедил написать музыку самого Бадаламенти!
 
- В фильме совершенно потрясающая музыка, которую написал Анджело Бадаламенти (автор саундтрека к легендарному "Твин Пиксу"). Благодаря его психоделике и старой школе симфонического мышления этот саундтрек -  несомненная удача. Это была ваша идея - пригласить его? 
 
-  Я с детства помню все, что было сделано Дэвидом Линчем. Со временем он исчез из моего фокуса зрения, а потом был "Пляж" с ДиКаприо, саундтрек к которому написал тот же Анджело Бадаламенти, но уже в ремиксе Orbital (на то время - топ-диджея мира). Несмотря на преклонный возраст, Бадаламенти - человек свободный и не консервативен. Мне захотелось убедить его посотрудничать с нами. Убеждал я его своими прошлыми киноработами и сценарием. Он не очень склонен был работать над фильмом о войне, но его привлекла история любви. Он написал музыку к ста процентам изображения. Представляете, музыку на весь фильм! Целая симфония! Она вся, конечно, не вошла, это нереально.