За круглым столом в "Комсомолке" собрались эксперты в области образования и рынка труда, представители ведущих вузов и ответили на самые актуальные вопросы будущих абитуриентов и их родителей.
"Обсуждаем сроки приема и дополнительные баллы"
- В сентябре традиционно подводятся итоги вступительной кампании этого года. Какие выводы сделаны, какие изменения нас ждут?
|
Светлана Кретович: - Все прошло достаточно спокойно, и это подтверждает, что условия приема были оптимальны. Это стало основанием того, что условия приема следующего года практически не изменятся. И хотя будут сделаны определенные поправки, в принципе условия приема нас устраивают.
- Какие именно поправки? Основные предложения - сделать подачу документов в три вуза, а не в пять, уменьшить количество специальностей, на которые можно "подаваться"… Что будет?
С. К.: - Предварительные изменения таковы. Исследовательские университеты будут иметь право устанавливать перечень конкурсных предметов сами из числа тех, по которым будет сдаваться ВНО. Это одно из предложений. Еще одно предложение в том, что в раздел, где дополнительные баллы, для победителей олимпиад и так далее, будет добавлено еще дополнительное начисление 60 баллов для 100 лучших интеллектуально одаренных детей. Это во исполнение поручения президента Украины. Экспертная комиссия в апреле-мае будет определять 100 одаренных детей, которым при поступлении планируется начислять по 60 баллов. Предварительный проект условий приема в вузы уже размещен для общественного обсуждения на сайте министерства.
- А по количеству вузов, в которые можно подавать документы, уменьшить их с пяти до трех?
С. К.: - На сегодняшний день таких изменений не внесено. Но, возможно, по результатам общественного обсуждения будут дополнительные изменения.
- А новые предметы, например на ВНО?
|
Владимир Бугров: - Уточню, я был как раз на конференции по этому вопросу. Новый предмет не может вводиться сразу на следующий год. По условиям ВНО, для введения этого предмета не позже чем за полтора года должна быть утверждена его программа. Если и будет обсуждаться какой-то предмет, то с 2015 года.
"Замечания есть"
- Поскольку все эти правила будут обсуждаться с вузами, у меня вопрос к ним. Как прошла кампания, какие замечания и предложения есть?
В. Б.: - Мы удовлетворены результатами. Впервые в университете был прием на четыре образовательных уровня, мы получили почти 52 тысячи заявлений, рекорд для нас и для Украины. Блестяще сработала Единая государственная электронная база по вопросам образования, мы работали исключительно через нее. Для нас было удивлением, когда в первой волне на программную инженерию на факультете кибернетики проходной балл составлял 804. Предварительный анализ показал, что на все специальности естественно-научного цикла проходной балл возрос на 15-30 пунктов.
Владимир Тимофеев: - Сначала о позитивном. Мы на втором месте по числу заявлений, больше 40 тысяч, и около 180 баллов - средний вступительный балл. В этом году 42% абитуриентов подавали заявления через электронную систему. Увеличивается процент поступающих из регионов Украины. Это расширяет географию, хотя есть дополнительная нагрузка на общежития. Возможно, кое-что технически нужно подправить в условиях поступления. Большие вузы, как правило, получают от абитуриента три заявления на разные направления, и человек уже поступил, куда хотел, но еще нагружает и вторым и третьим заявлением списки. Возможно, человек подает три заявления, но сразу определяется с приоритетом. Если на приоритетное место попал, то два остальных освобождает.
|
Олег Шаров: - В Университете экономики и права "КРОК" кампания прошла в целом успешно, количество зачисленных, например в наш колледж, выросло более чем на 12%. Мы даже имеем свой рекорд, когда в одной ситуации имели конкурс 16,5 человека на лицензионное место. Это было неожиданно даже для нас самих.
- Какие направления пользовались наибольшим успехом? По вашему вузу можно выделить какие-то самые популярные специальности или незаслуженно обойденные вниманием?
О. Ш.: - В целом происходит определенное перераспределение студентов, поступающих на разные специальности. Одни становятся более популярными, другие популярность утрачивают. Бывает обидно, когда абитуриент делает выбор не в пользу своего призвания, а из экономических соображений выбирает обучение на бюджете по нелюбимой специальности, отдает предпочтение малым или слабым, но дешевым образовательным программам. А ведь хорошее образование не может быть совсем дешевым. Не могу сказать, какая специальность самая популярная. Правоведение в целом сохранило свою популярность, а вот компьютерные науки ее нарастили. Но никто не скажет, что в следующем году не будет наоборот. Это конъюнктурные колебания, которые происходят постоянно.
- Вы, наверное, уже начали новую вступительную кампанию. Какие замечания, что нужно изменить?
О. Ш.: - Естественно, новую кампанию уже все начали. Замечаний особых нет. Предложение сократить срок подачи документов на несколько дней я считаю вполне приемлемым. К остальным предложениям, скажем так, стоит отнестись осторожно, дабы нигде лишний раз не задеть интересы поступающих.
- Как прошла вступительная кампания в Университете транспорта? Ваши специальности - одни из самых перспективных, особенно логистика, перевозки…
|
Николай Дмитриченко: - Действительно, в этом году у нас был рекордный конкурс. Если в прошлом году в среднем было 17,4 абитуриента на место, то в этом уже 18,3. У нас восемь отдельных структурных подразделений, и все выполнили госзаказ. В целом вступительная кампания была успешной. Но есть определенные вопросы, на которые требует ответ и общество, и мы, преподаватели вузов. В первую очередь, будет три или пять вузов для подачи заявлений? Это важно. Второе - срок проведения вступительной кампании. Уже в новых условиях приема он сокращен, и это важно, потому что третья декада, как и последняя неделя поступления, уже не так популярны у абитуриентов. Думаю, в вопросе по поводу сроков надо выйти на определенные решения, которые будут приемлемы и для вузов, и для абитуриентов.
Очень хорошо сработала ЕГЭБО по сравнению с прошлым годом. У нас нареканий нет, 30% заявлений подали в электронном виде. Это упрощает ситуацию, и нам легче работать.
И последнее замечание о том, чтобы оставить дополнительные баллы за подготовительные курсы, это важно. У нас после восьмимесячных, двухмесячных курсов почти 100% абитуриентов поступают, в других вузах похожая ситуация. Это уже "наши" абитуриенты, мы проверили уровень их знаний, уверены в них. Курсы пользуются большой популярностью. В каждом вузе по-разному, но у нас, если абитуриент получит 20 дополнительных баллов на инженерно-технические, естественно-математические специальности, это до 200, а то и больше позиций в общем рейтинге. Это важно для абитуриента, он может реализовать свою мечту и поступить в тот вуз, в который хочет.
- Знаю, что наблюдали за кампанией. Были ли нарушения и какие?
Юрий Дудник: - Мы наблюдали за вступительной кампанией, она прошла намного организованнее по сравнению с прошлым годом, нарушений и недостатков выявлено меньше. Хотя они есть. В некоторых учебных заведениях очень слабо информировали о правилах приема, льготах, не было информации о телефонах горячей линии МОН и Госинспекции. Были вопросы не только с информацией о графике приема ответственным секретарем и председателем приемной комиссии, но прием не осуществлялся. Были проблемы с обнародованием рейтинговых списков вузами. Выявлены недостатки в ведении документации приемной комиссией. Были проблемы с информированием о программах вступительных предметов, не всегда были утверждены экзаменационные билеты.
"За талантливых студентов борются все"
В. Б.: - В одном из зарубежных еженедельников появилась статья о кризисе украинского образования и рекомендации университетам других стран открывать филиалы в Украине. Это типичный пример недобросовестной конкуренции. Если все так плохо, откуда призыв открывать филиалы, набирать нашу молодежь? Почему зовут наших бакалавров на магистратуру европейские вузы? Говорят о кризисе и заманивают наших студентов! Парадокс! Хочу обратиться к абитуриентам, родителям - надо анализировать это. Не думать, что все плохо. Наши студенты каждый год на международных олимпиадах завоевывают медали. А эти заявления - недобросовестная конкуренция вузов, у которых проблемы с набором из-за демографической ситуации в их странах.
|
В. Т.: - Можно спросить у потребителей, у рынка труда. Наши ведущие вузы работодатели ценят очень высоко. Если говорить о КПИ, то у нас на 150% больше запрос, чем мы выпускаем специалистов. Проблема связана не с уровнем обучения, а со слабыми связями с предприятиями, отсутствием практической подготовки. Об этом говорят опросы работодателей. Думаю, задача в том, чтобы наладить диалог работодателей, вузов и бизнеса.
Н. Д.: - Я бы хотел отметить, что сейчас меняется ментальность студента и выпускника. Студент нуждается в знаниях, а не в корочке. Это, мне кажется, вызов последних лет и это очень изменило ситуацию в студенческой среде, поэтому хочу поддержать своих коллег относительно статьи. Действительно, абитуриент сейчас будет ориентироваться на будущее - где он будет работать, где сможет получить рабочее место. Получить рабочее место в Украине он сможет, имея качественный украинский диплом хорошего высшего учебного заведения.
О. Ш.: - Я бы хотел присоединиться к коллегам, высказать недоумение этим примером недобросовестной конкуренции. Хотя такое бывает и у нас, когда говорится в СМИ, мол, закрыли такой-то частный вуз, и делается обобщение о качестве всех частных вузов. Здесь случилось примерно то же, но со всей украинской системой высшего образования. Могут сослаться на какой-то слабый украинский вуз и обобщить всю систему высшего образования страны.
|
Наталья Шевченко: - Идет борьба за рынок труда, за молодые кадры. Открывая здесь филиал, учебные заведения привлекают наших абитуриентов, а потом предлагают им работу у себя в стране. Это отток из Украины интеллектуального и трудового потенциала. И нам необходимо учитывать эту ситуацию. Также хочу обратить внимание коллег на требования работодателей к подготовке педагогического персонала. В наукоемких специальностях наш научный потенциал соответствует, но есть прикладное применение, навыки, которые студенты должны получить по окончании вуза и понимать, с чем они столкнутся на производстве.
Самые нужные профессии
Н. Ш.: - Мы проводим опрос работодателей об их потребности в кадрах, в том числе на ближайшие годы, пользуемся данными экспертов. Основные отрасли, на которых будет сосредоточено внимание, – это сельское хозяйство, развитие строительства. Остается актуальной IT-сфера, развитие энергетики, транспорта и связи, а также - машиностроение, химия и биотехнологии. Это приоритетные направления в Украине.
Кроме того, эксперты дают следующий прогноз развития отраслей экономики. Информационные технологии на первом месте. Телекоммуникации и связь - также приоритетные направления.
Земледелие, сельское хозяйство - на сегодняшний день предопределяют развитие экономики Украины.
Производство лекарственных средств и аптечный бизнес - остаются востребованными. Будет развиваться банковская деятельность, а также пищевая и перерабатывающая промышленность, которые обеспечат производство продукции для населения.
Предоставление транспортных, финансовых и юридических услуг. Поднимается на новый уровень развития предоставление бытовых услуг. Люди стали по-новому оценивать качество жизни, хотят, обращаясь за услугой, получить ее на должном уровне.
|
- А если говорить о конкретных профессиях?
Н. Ш.: - Остаются актуальными IT-специалисты. Требуются также продавцы, умение продать или реализовать товар будет очень важным качеством для любой сферы деятельности. Будут востребованы инженеры по автоматизации производства, агроинженеры, технологи по производству и переработке пищевой продукции. Юристы, но в большей степени по хозяйственному праву, сопровождению бизнеса.
Практические психологи, общество уже начинает требовать какой-то психологической поддержки, и через 5-10 лет эти специалисты будут востребованы. Генетики, биохимики, перспективные направления - робототехника, наноинженерия. Вот на что я бы рекомендовала обратить внимание.
- Сколько абитуриентов нужно ожидать в 2014-м, 2015 годах, будет ли следующая вступительная кампания тяжелой? Уменьшится ли госзаказ?
С. К.: - Мы прогнозируем уменьшение госзаказа в соответствии с численностью выпускников, приблизительно на 10%, не больше, это из-за демографической ситуации с учетом перспективы выпуска 9, 11-х классов. Но каких-то значительных проблем во время следующей вступительной кампании мы не ожидаем. Если все будет так, как мы запланировали, так, как уже отработано в этом году, то мы предусматриваем, что она должна пройти нормально, на достойном уровне.
- А как будет меняться распределение госзаказа по направлениям?
С. К.: - При формировании госзаказа в этом году произошло увеличение специальностей IT-направления, инженерной механики, материаловедения, энергетики. Все то, что имеет сейчас действительно спрос на рынке труда. В этом году мы будем учитывать пожелания госслужбы занятости, представителей работодателей. Будем традиционно уменьшать экономические направления. Конечно, не огульно, так как в некоторых экономических направлениях есть уже новые специальности, например "информационная деятельность предприятия", и тут может быть увеличение госзаказа. А на такие специальности, как "финансы и кредит", "экономика предприятия", он будет уменьшен.
Как контролируются вузы и преподаватели
- Были вузы, не набравшие даже первый курс. Приняты какие-то решения по ним?
|
Ю. Д.: - В основном это частные вузы, и решения принимают их владельцы. Я думаю, что если они объективно посмотрят, что учебное заведение себя не окупает, то решат прекратить нерентабельную деятельность. Хотя когда нет студентов, уходят преподаватели, если у вуза нет кандидатов, докторов наук, нет надлежащего методического обеспечения, то он теряет свой ресурс и, соответственно, перестает отвечать существующим лицензионным нормам. Конечно, тогда принимается решение об аннулировании лицензии такого вуза и он теряет право заниматься образовательной деятельностью.
- Кстати, будет ли приниматься решение, возможно, от МОН, о качестве преподавательского состава университетов, чтобы больше было докторов наук, людей с ученой степенью?
Н. Д.: - Знаете, это не столько министерское задание, сколько задание самих вузов. Мы должны заботиться об этом. У нас 42% преподавателей в Национальном транспортном университете - это преподаватели до 40 лет. Мы это спрогнозировали, готовили их в аспирантуре, докторантуре. Ведь без обновления кадров мы не сможем выполнить условия подготовки специалистов высшего уровня, таких, чтобы они могли конкурировать на рынке труда. Поэтому первоочередное задание вуза - готовить своих кандидатов, докторов, профессоров, доцентов, старших научных сотрудников и так далее.
О. Ш.: - Сегодня приходится сталкиваться и с другой стороной этого вопроса. Скажем, в нашем университете 30 штатных докторов наук, 150 штатных кандидатов наук - для не очень большого частного университета это хорошая цифра, все кадровые требования министерства выполняются. Но студенты часто просят, чтобы у них больше занятий проводили специалисты-практики, люди из бизнеса, с предприятий, из разных структур. А эти люди не так часто имеют ученую степень и звания. Мне кажется, что существующие требования достаточно жесткие и дальнейшее ужесточение не пойдет на пользу качеству подготовки специалистов.