В Харькове и области ожидается всплеск фальсификаций

В областном отделении КИУ не исключают, что людей, которые будут работать на избирательных участках, попытаются подкупить

В Харькове и области ожидается всплеск фальсификаций

«Не подписывайте пустой протокол!»

Не прошло и полутора лет с того времени, как украинцы возились с ворохом бюллетеней и голосовали за понравившуюся политическую силу, как на носу новые выборы. Ситуация повторится 30 сентября. И хотя список будет всего один (выбирать придется только депутатов Верховной Рады – Авт.), подтасовок, подкупов и фальсификаций не избежать, считают в комитете избирателей Украины.

- Дело в том, что в Харьковской области около 80 процентов людей, которые будут работать в комиссиях, - новички. Им впервые придется столкнуться с теми нестандартными ситуациями, которые обычно происходят на участках, - считает председатель правления областного отделения комитета избирателей Украины Михаил Камчатный. - Мы думаем, что неопытностью этих людей могут воспользоваться представители политических партий. Скорее всего, фальсификации будут совершаться между передачей протоколов от участковых комиссий в окружную комиссию. Прямой подкуп избирателей в ходе выборов маловероятен, поскольку проведение этого требует значительных финансовых средств и организационных усилий, а риск разоблачения махинации крайне велик. Подобные действия могут оказать значительный эффект только в случае применения в ходе местных выборов, где разница между результатами может составить несколько голосов. Я предполагаю, что опять будут использоваться неограниченные финансовые ресурсы для подкупа членов комиссий. Поэтому, как бы нелепо это ни звучало, я скажу: не нужно подписывать пустые протоколы! Кстати, сумма, которую могут предлагать в виде взятки, будет колебаться от 200 до 1000 долларов - это будет зависеть от занимаемой должности.

Прямого использования админресурса не будет?

Чтобы вооружить полезными знаниями новичков в комиссиях и предостеречь их от возможных нестандартных ситуаций, им выдали специальную литературу – брошюры, в которых написано, как действовать, показан механизм работы с испорченными бюллетенями и так далее. Но этого мало, считает Камчатный.

- В этих книжках рассказывают о правильных выборах, а мы будем учить, как действовать в самых сложных ситуациях. На специальных лекциях будем объяснять людям нюансы их работы в день выборов, вплоть до того, что делать, когда выключили свет во время подсчета голосов. Нужно максимально отстранить людей от этой кучи бюллетеней и ждать, потому что бюллетени могут легко увести. В селах такое случалось часто, и люди там готовы – каждый раз запасаются свечками. Главное - не паниковать.

Одна из основных задач тренингов-лекций - указать на те вещи, которые приводят к проблемам во время голосования, - например, очереди на участках.

- Мы даем рекомендации, как избежать очередей. Разъясняем, как вести себя во внештатных ситуациях, даже о мельчайших нарушениях стоит сообщать в милицию. Разговор пойдет также и о давлении, естественно, оно возможно. Хотя прямого использования админресурса, скорее всего, не будет - люди стали мудрее с прошлых выборов. Не должно быть. Как раньше, когда начальник собирал подчиненных и говорил, за кого «болеть». Все будет намного изощренней. Естественно, в учебниках этого нет. Там написано только, как правильно исключить человека из списка, как включить - ведь были случаи, когда люди в комиссиях долго не могли разобраться, что к чему.

Подробности

Одна из главных проблем этих выборов – отсутствие возможности голосовать по открепительным - их отменили, чтобы избежать подтасовок.

- Конечно, пострадают в первую очередь студенты, которые не прописаны, те, у которых нет временной прописки, или те, кто нелегально живет на съемной квартире, - сетует Камчатный. - Ведь если учитывать, что ЦИК принял решение об отмене открепительных талонов, то студентам придется специально ехать домой, чтобы проголосовать.

Кстати

Политическая реклама влияет на здоровье?

Сегодня ни одна предвыборная гонка не обходится без обильного количества рекламы. Причем все больше появляется так называемой скрытой рекламы. Она завуалирована и на первый взгляд представляет собой полезную информацию. Политическая реклама с каждой предвыборной кампанией становится все более навязчивой и агрессивной, утверждает харьковские психологи. Она не дает ответов на важные вопросы, а только зомбирует людей, манипулирует сознанием, совсем не помогая человеку разобраться. Это может привести к серьезным заболеваниям у рядового потребителя.

- Главная проблема в том, что политическая реклама воздействует на психическое здоровье, - рассказывает психотерапевт Александр Качарян. - Это означает, что люди определенного типа очень остро отзываются на такую политическую рекламу. К тому же у нас в стране особая ситуация. Украина - одно из самых политизированных государств. Посмотрите, как активно люди участвуют в политике – это продолжается уже несколько лет. Все потому, что миллионы людей имеют неустойчивую психику, они подвержены стрессам, а политика притягивает к себе очень много энергии и нуждается в большом сопровождении. Реклама так устроена, что не дает возможности разобраться в том, что же происходит на самом деле.

- Беда в том, что реклама для многих людей - своеобразный наркотик. Каждый раз политикам нужно выдавать все большие «дозы», чтобы воздействовать на умы. А вот в ее влиянии сомневаться не приходится: если бы не действовала, не платили бы такие огромные деньги за размещение, - считает психолог Елена Кочемировская.

- Реклама, воздействуя на большое количество людей, приводит, в числе прочего, и к возникновению эффекта заражения. Это когда один человек под воздействием рекламы несет полученную информацию в массы. И опять-таки в массе людей эта информация начинает циркулировать. Мы рекомендуем не углубляться в смысл политической агитации и всегда придерживаться своего мнения.