Туя и самшит пользуются спросом
Старосалтовское лесничество издалека красуется изящным двухэтажным срубом. Ровная асфальтированная дорога из поселка упирается в аккуратный штакетник на окраине леса. Вокруг домика – оригинальный полисадник. Главного лесничего по случаю праздника вызвали в Киев. Поэтому с хозяйством знакомит его помощник Роман Шкурко. Он ведет по ухоженной дорожке между кустами туи, можжевельника и самшита, которые уже облюбовали для свадебных фотографий старосалтовские молодожены.
- Вот этот можжевельник, - он показывает на зеленую «свечку», - мы пока смогли развести только для себя. Остальные деревья охотно разбирают состоятельные люди.
В лесничестве три теплицы. Бывший генеральный директор «Харьковлес» лет восемь назад уловил спрос на экзотическую продукцию. Тогда и превратились лесничие в ботаников. Первые парники были размером метр на метр. Чуть позже здесь стали также выращивать ель, а год назад - сосну. Сейчас в каждой теплице около 300 тысяч сеянцев. А запасливые лесничие уже заготовили несколько килограммов семян для высадки в следующем году.
Что не идет на продажу – высаживается вокруг. Здешние лесничие – передовики в области по увеличению зеленой территории. Только в прошлом году 17,5 га гослесфонда засадили молодняком. В ход идут и земли запаса сельсовета. 90 гектаров пахотных земель - ныне зеленая зона.
- Наша отрасль идет в ногу со временем в отличие от фермерской, - рассуждает старший мастер Игорь. – Мы умеем хозяйничать. Лет через 60 на этих землях будет уже солидный лес.
- А как же обещания облсовета выделить харьковчанам наделы в этом районе?
- На этих песках после развала Союза кроме бурьяна ничего не росло, - возражают лесничие.
Летом Салтов не горел
Но не только на продаже хвои зарабатывают сегодня лесничества. Санитарная вырубка и прореживание молодняка тоже приносят свою копейку. Спиленные деревья идут на жерди фермерам, лесопилка выдает стружку, а угольщики берут дрова для подпорок в шахтах.
- Что-то шахты сократили заказы в последнее время. Может, закрываются? – беспокоятся в лесничестве.
Как образцовому предприятию здесь на вышке установили видеокамеру, так что пожарная бригада может постоянно обозревать окрестности на мониторе. Когда все спокойно, можно одним глазком даже посмотреть футбол на местном стадионе, шутит охрана. Сейчас пейзаж на мониторе не омрачен даже намеком на дым.
- Нас, слава Богу, этим летом пожары обошли стороной. Было только три случая. Вовремя заметили, так что выгорало не больше 0,3 га, - заверяет Роман Шкурко. – А вот ложных вызовов достаточно. Огородники как начинают ботву жечь, весь монитор дымом затягивает.
Штраф 17 гривен как плата за вход
В выходные сотрудники предприятия выходят на лесную охрану – ловить нарушителей. Правда, в лес сегодня попасть непросто. Почти все побережье в руках частных арендаторов (на 49 лет и 11 месяцев) и баз отдыха. А к воде можно выйти разве что у дамбы и в самом поселке. Недаром те, кто приехал сюда на пикничок, расценивают штраф лесничего за нарушение экологического законодательства в 17 гривен просто как плату за вход.
- Мы в этом году человек 100 оштрафовали, - удивляется Роман Шкурко. - Как-то выписал одному квитанцию, к нему подбегает девчонка, выхватывает из рук и бежит к подруге с криком: «А я в лесу была!» Подруга хнычет: «И я хочу такую бумажку». Тогда штрафник догоняет меня: «Слушай, мужик, - говорит. - Сколько у тебя квитанций? Продай все, я им раздам».
Местные дачники свои участки по нескольку гектаров застраивают основательно: обносят забором, оборудуют пляж, стоянку для автомашин.
- Было дело, что наш инженер по охране леса не смог пройти на участок. «Без начальника охраны мы никого пропустить не можем», - остановили его у входа, - признается Роман Шкурко. - Хотя если участок в аренде, мы все равно должны следить, чтобы там не было повреждений деревьев, самовольной вырубки. Правда, есть арендаторы, которые наоборот просят провести санитарную вырубку леса: срезать опасные ветки, сухостой, чтобы не упали, например, на машину.
За развалюху на берегу давали квартиру в Харькове
Первого миллионера-дачника здесь уже вспомнить не могут. А вот массово побережье Печенежского водохранилища стало застраиваться лет десять назад. Сначала выкупались ближайшие к воде домики.
- За настоящие развалюхи людям давали и квартиры в Харькове, и 50 тысяч долларов, - вспоминает Роман Шкурко. – Потом стали вырастать дачи уже на берегу.
Лесничие уверены: здесь теперь отдыхают владельцы рынков и супермаркетов, крупные чиновники, многие милицейские и прокурорские чины. Вдоль берега не застроенным осталось около сотни метров соснового края, но, кажется, и эта территория уже кому-то выделена.
Цирковые змеи сбежали с представления
- Дикие животные в гости не заглядывают? – интересуюсь.
- У нас с ними проблем нет. По соседству охотхозяйство развели, так там, говорят, кабаны все пролески вытоптали, - улыбается Роман Шкурко. – У нас же кабанов не так много.
- А что еще водится?
- Козы, барсуки, еноты, олени, зайцы, куницы… В этом году даже лося видели. Да, был у нас слух, что с одной дачи сбежали два крокодила. На ноги тогда всех подняли, милиция целый день берег обыскивала. Но ничего не нашли. Шутники какие-то выкинули этот номер. А вот змеи действительно сбегали. Как-то приезжал на одну дачу циркач со своим террариумом. Охранники потом жаловались, что после его выступления они по всей базе его змей собирали.
- И что, ни одну не потеряли?
- Уверяли, что собрали всех. Да у нас своих достаточно: ужи, медянки, черные гадюки, она особенно ядовитая. Часто у нас по двору ползают. Правда, меня за 21 год ни одна не ужалила. А вот местного лесоруба такая гадюка как-то укусила. Но он такой закоренелый пьяница был, что змея после укуса умерла, а ему – хоть бы что.
А однажды обезьян на берегу встретил. Я в наряде с милиционером был. Смотрим – двое парней устроились у костра, с ними две маленькие гориллы. Подходим, я начинаю штраф выписывать, а животные прыгают на милиционера, мигом стаскивают с него фуражку и - удирать. Он за ними. Какой уж тут штраф! Смех, да и только. Оказалось, что это ребята из водной полиции конфисковали на море контрабандных обезьянок и везли их в зоопарк. По дороге заехали отдохнуть.
Но гораздо экзотичнее у нас зоопарк в местном ресторане: там и медведь бурый, и медведь гималайский, и два льва, есть даже страусы и горные бараны. Медведи такие огромные, что, кажется, в Харьковском зоопарке - и то меньше. Такой убежит – мало не покажется.
Наша справка
Сегодня Старосалтовское лесничество занимает 5,5 тысяч гектаров. Основные деревья – сосна, дуб, тополь, белая акация, ольха. Есть даже бархат амурский. До революции на этой земле были сады местного помещика Киселева. Кроме того, часть леса входила в Казенное лесничество, другая часть принадлежала местной общине.
Фото автора.