Авторитет этой как бы сугубо подростковой страницы "Комсомолки" был так велик, что опубликоваться здесь стремились и Булат Окуджава, и Чингиз Айтматов, и Александр Володин, и Константин Симонов. А министр просвещения СССР Михаил Прокофьев волновался как школьник, когда его попросили ответить на анкету "АП" - ровно в девять газетных строк - боялся, что не сумеет сформулировать так коротко.
"Алый парус" придумали заведующий школьным отделом, будущий детский писатель Иван Зюзюкин и спецкор Симон Соловейчик, будущий идеолог педагогики новаторства. Руководила отделом знаменитая Инна Руденко. На дворе была хрущевская "оттепель", подросткам нужен был свой язык, в школах начались конфликты старшеклассников с учителями. Одна из педагогов принесла в редакцию рулоны "вредительских" стенгазет, которые выпускал Алексей Ивкин. В отделе их почитали и позвали юного журналиста к себе работать.
"Алый парус" был прорывом в новый стиль и в новую шкалу отношений взрослого с подростком. По всей стране стали выходить похожие газетные полосы. Почта "АП" исчислялась миллионами писем.
"Алый парус" выходил более тридцати лет. Его капитанами были в свое время Юрий Щекочихин, Валентин Юмашев, Борис Минаев. В нем начинали поэты Алексей Дидуров и Олег Хлебников, телепродюсер Сергей Кушнерев, писатель и телеведущий Андрей Максимов, секретарь Союза журналистов Надежда Ажгихина, главред телепрограммы "Жди меня" Юлия Будинайте, детский писатель, ныне священник Николай Булгаков.
|
ПОЧТА "АП"
Дружба за 34 копейки
Он стоял у парты, опустив голову, злой и обиженный. Что там толкуют о каких-то 34 копейках? Подумаешь! Да он может побольше из дому принести. А чистить капусту вовсе не обязан. Это дело добровольное…
Один против всего класса. Как же это произошло?
Мы переписываемся с одной из киевских школ и летом решили поехать в гости к своим новым друзьям. Но для поездки нужны деньги. Где их взять? Решили заработать.
В воскресенье отправились на овощную базу. Сначала думали: "Ну что тут интересного - чистить капусту?" А работа увлекла всех. Мелькали в руках тугие кочаны. Кто-то запел песню. Все подхватили. Наташка считала корзины: одна, две, три… Тонна, целая тонна! Каждый заработал по 34 копейки. Это был первый в нашей жизни заработок.
Из всего класса на базу не пришел только один. Не захотел. Погнушался черной работы. И вот теперь он стоит перед нами, всем своим видом показывая: подумаешь, какая мелочь - 34 копейки…
Нет, это не мелочь! Разве в копейках дело? А сколько стоит песня, которую мы пели? Гордость, которую испытали? Во что он оценивает нашу дружбу? В те 34 копейки, которые собирается принести из дому?
Родители, конечно, дадут ему денег на дорогу до Киева. Но нам не хочется, чтобы он уехал с нами. На такого человека нельзя положиться в трудную минуту.
Мария Немерзель, Игорь Маликов, ученики 9-го "В" класса 1-й средней школы имени А. В. Кольцова. Воронеж.4 декабря 1963 года.