ДЕДА РАСКУЛАЧИЛИ
История семьи Элизабет трагическая и в то же время очень интересная. Еще в 1918 году бабушка Варвара Грищинская нарушила семейные традиции, выйдя замуж за немца. Юлиус Андерс, круглый сирота, в 1907 году прибыл в Миргород работать на мясокомбинате.
- Юлиус был очень предприимчивым парнем и очень скоро открыл свой цех по производству ветчины. Разбогатев, построил добротный дом, - рассказал "Комсомолке" краевед Николай Долгопятов, который помогает Элизабет разыскать данные о ее семье.
Увы, в конце 1920-х немца записали в кулаки и сослали в Узбекистан. Имущество распродали, а всю семью выселили из дома. Дети Андерса - Карл и Евгения - почти не помнили отца. Их забрали к себе бабушка с дедушкой, а преданная Варвара три года искала в Средней Азии мужа и нашла в Бухаре тяжелобольным. Через полгода Юлиус умер от тифа.
ПОВТОРИЛА СУДЬБУ МАТЕРИ
Старший сын Карл окончил Киевскую школу актерского мастерства, а его сестра поступила в Миргородский керамический техникум. Но учиться не пришлось, планы сломала война. Евгения поехала работать в курортный городок, где во время оккупации находился немецкий госпиталь.
- Мама Женя была очень красивой девушкой, не удивительно, что в нее влюбились сразу два парня из Германии - рентгенолог и санитар, - рассказывает Элизабет.
Евгения выбрала второго - Ганса Ванюру, который до войны был священником. Молодые люди встречались больше года. А в 1943 году пастор увез любимую в Германию. Вместе с ней уехала и мать Варвара. Позже Евгения стала евангелисткой, как и муж, и родила ему четверых детей.
Варвара и Евгения тосковали по Миргороду и родне. В 1950-х написали отцу Варвары - Андрею Грищинскому - письмо. Но 90-летний дедушка так боялся наказания со стороны властей, что целый месяц ходил на почту, но так и не решился забрать письмо из-за рубежа.
- Ехать в Украину и мама, и бабушка боялись даже после распада СССР, - продолжает Элизабет. - А мне не давала покоя судьба дяди Карла и многочисленных бабушек и дедушек из Украины, поэтому в 2011 году я сама отправилась в Миргород.
Выяснилось, что красноармеец Карл Андерс погиб в боях за Польшу в январе 1945 года. Жениться не успел, наследников не оставил. Многих братьев бабушки Варвары расстреляли или арестовали за якобы контрреволюционные действия. Увы, последовавшая реабилитация - слабое утешение. После этого Элизабет поняла, чего всю жизнь так боялась мама. Зато немка познакомилась в Миргороде с другом семьи Николаем, который много ей рассказал о родных.
|
ДУМАЛА ПЕРЕЕХАТЬ ЖИТЬ НА ПОЛТАВЩИНУ
Нынешним летом немка приезжала в Миргород уже третий раз. Совмещает отдых на курорте с поиском родных. Проводит здесь много времени. Призналась "Комсомолке", что даже подумывала переехать жить на Полтавщину - здесь у нее появилось много друзей, но из-за возраста пока не может отважиться.
Элизабет Ванюра семьей обзавелась совсем недавно, своих детей у нее нет. Зато всю жизнь посвятила чужим - работает в школе и очень часто рассказывает ученикам о войне и последствиях фашизма. А еще вместе с Николаем Долгопятовым они составили поименные списки 659 остарбайтеров, умерших в лагерном госпитале Заксенхайма, и уже передали их ветеранским организациям и Кабмину для публикации. Большинство погибших - выходцы из Украины. Есть надежда, что об их судьбе смогут узнать их родственники.
ПОМОГИТЕ НАЙТИ!
Людей с фамилией Грищинский в Миргороде не осталось. Но некоторые сестры и братья Варвары (бабушки-немки) уехали в другие города. Известно, что в 1955 году Ольга Прохорова (Грищинская в девичестве) жила в Ужгороде, Зина Шаповалова - в Новочеркасске (город в Ростовской области). Иван Грищинский до расстрела в 1937 году работал в Одессе, у него был сын Юрий (1924 г.р.), а Александр Грищинский был вояжером в Казани, а затем в Ростове-на-Дону. Практически у всех были дети, поэтому Элизабет не теряет надежды найти в этих городах своих троюродных братьев и сестер. Очень надеется, что читатели "Комсомолки" помогут ей в поисках. Краевед Николай Долгопятов ждет ваших звонков по телефону (097) 490-50-74.