Как покататься на яхте и не разориться

Фешенебельные «кораблики» нередко становятся «дорогими игрушками» для одесситов

Фешенебельные «кораблики» нередко становятся «дорогими игрушками» для одесситов

Фешенебельные «кораблики» нередко становятся «дорогими игрушками» для одесситов

Еще до революции яхтенный спорт был в почете. Даже члены императорской семьи с удовольствием соревновались на приз царского двора — и побеждали за отсутствием конкурентов. Сегодня народ хочет не просто выйти в море на почасовую экскурсию, но и вкусить сладкой жизни, почувствовав себя по меньшей мере магнатом. В Одессе такие услуги становятся все более популярными.

Как порулить мечтой олигарха

Классический вариант плавсостава моторной яхты — капитан и его помощник (он же матрос и моторист). Если это большая яхта, на ней появляются несколько матросов, а также стюарды.

Максимальное количество моторов — 3, но и одного вполне хватает. Они развивают скорость от 35 до 75 узлов (от 70 до 130 км/час). Но топливные аппетиты «красоток» просто поражают — от 55 до 300 литров в час! Топливо может быть как дизельным, так и легким, причем бензин должен быть не абы какой, а самого высокого качества, не ниже 98-й марки.

Однако мчаться в открытом море вам не суждено. Основное место обитания моторок — прибрежные воды. Если вы отважный капитан и хотите изведать много стран — покупайте парусно-моторную яхту. Такие лодки пересекут любой океан, поэтому их называют «круизерами» («путешественниками»).

Преимущества таких яхт:

Покупка или аренда — вот в чем вопрос

Стоимость яхты полностью зависит от качества ее исполнения и «начинки».
Лучшие производители яхт - Италия, Германия, Франция, Англия, т. е. страны, занимавшиеся яхтенным споротом со времен царя Гороха. В последнее время начала производить яхты и Украина.

— Например, заводы, которые раньше специализировались на производстве военной техники и морского вооружения, теперь стараются ставить на конвейер яхты, — говорит Сергей Лазарчук, продавец-консультант магазина яхтоборудования. — Расположены они в Одессе (а также в Херсоне, Мариуполе, Севастополе, Феодосии). И наши «кораблики» ничем не уступают зарубежным… в цене. Да и в качестве тоже, только имя себе они пока еще не сделали.

Мечтой можно попользоваться

Яхты покупают не только «бедные сироты», но и организации, например, туристические и просто компании. Для несостоятельного и даже человека среднего класса яхта пока остается мечтой. Впрочем, мечту вполне реально можно получить и во временное пользование.

На время яхту берут по-разному: есть почасовой прокат, можно снять и на сутки. Почасовая прогулка — от 35 до 550 долларов в час. Сутки на яхте обойдутся не менее тысячи долларов. При этом все за вас будет делать команда (капитан и матрос), а вас, возможно, и допустят к управлению, если вы будете настаивать, да и то не всегда.

Сколько стоит свой корабль построить

В Украине сначала яхту нужно зарегистрировать и пройти технический осмотр. Учреждение это называется «Инспекция безопасности судоходства». Чтобы пройти осмотр, яхту укомплектовывают буквально всем, начиная с аптечки и заканчивая якорем. Сумма выйдет немалая. Например, за один метр швартовых нужно выложить более семидесяти гривень, а метров потребуется эдак сто!

Теперь подумайте, кто будет управлять яхтой. Если вы лично — придется пройти курсы. А это порядка 5 тыс. грн. и плюс 1 тыс. — за экзамен. Если нанимаете — никаких проблем. Только на зарплату «чужого» капитана лучше не скупиться и сразу предложить ему нормальные деньги. Иначе доведет ваше сокровище до нежелательной кондиции.

Следующий пункт — куда яхту поставить. Лучший вариант — яхт-клуб, благо, что в Одессе это возможно. Средняя стоимость такая: вступительный взнос — по 100 долл. за каждый метр судна, ежемесячная плата (сюда входит охрана судна) — количество кв. метров судна умножить на 40 грн. (т. е. 300-1000 долл.). Плюс оплата света, воды, топлива, а также косметических процедур, как-то: чистка корпуса, покрытие его грунтом и специальной «необрастайкой», чтобы полипы и мидии не прилипали (тут одна только литровая баночка где-то на 100 долл. потянет). Все эти расходы придется потянуть!

Конкретно

У них есть квалификация

* Весельные
Условно названы яхтами потому, что могут иметь парус. Участники заплыва одновременно являются гребцами. Сколько у судна весел — столько пассажиров, плюс тот, кто ими управляет. Самые маленькие — 4-весельные (4 м длиной). Средние — вельботы. Что впереди, что сзади (на морском сленге «папа»-«мама») имеют одинаково заостренную форму, что позволяет им двигаться намного быстрее обычных весельных судов. Крупные — баркасы на 22 весла.
* Парусные
Имеют только парус, и парусно-моторные — снабжены и парусом, и мотором (мотор не рассчитан на длительные путешествия).
* Моторные
Имеют только мотор, зато выглядят очень современно и спортивно (плавают в 70% клипов звезд всего мира).

Из первых уст

Михаил Пастухов, командор Черноморского яхт-клуба:

— Конечно, яхта доступна далеко не каждому. И все-таки несмотря ни на что, одесский яхтинг возрождается. Возрождается и благотворительность — от организации детско-юношеских школ до постройки, покупки в общественную собственность швертботов, элитных европейских яхт. Традиции заложила в конце XIX-начале XX веков политическая, экономическая и культурная элита нашего города — Маразли, семья Фальц-Фейнов, композитор Аркас…

В последнее время на радость яхтсменам появились плавучие причалы, эллинг для ремонта и хранения парусников. А с появлением волнолома будет гарантирована безопасность стоянки яхт в любое время года. Словом, появятся все условия для подготовки сборной страны не только к престижным регатам, но и к Олимпийским играм.
— Одесса просто обречена стать столицей парусного спорта Украины, — считает командор.


Фото Татьяны Поддубной.