Водителей-нелегалов выведут из тени

Стали известны подробности нового правительственного законопроекта "О перевозке на такси".

В правительстве хотят навести порядок на рынке перевозок. Фото: Максим ЛЮКОВ.

О том, что украинский рынок такси нуждается в реформировании, говорят уже давно. Зачастую водители и пассажиры не могут найти общий язык, и возникают конфликтные ситуации. Для того чтобы четко определить права и обязанности сторон, уровень подготовки водителей, техническое состояние автомобилей, правительство подготовило законопроект "О перевозке на такси". Сейчас проходит его обсуждение с представителями профильных организаций.

Основные вопросы, которые вызывают споры - это получение разрешения для предоставления услуг такси, требования к транспортным средствам и информационно-диспетчерским службам, роль местных администраций в организации перевозок. 

При этом стать легальным таксистом сможет любой желающий. Согласно документу разрешение на безвозмездной основе получат все легальные участники рынка в обмен на лицензию. Другие таксисты, которые хотят войти в правовое поле, в течение года смогут приобрести документ за небольшую сумму, которая в первый год будет привязана к размеру прожиточного минимума (сейчас - 1147 грн.). Документом предусмотрено, что таксисты получат переходный период - три года. Но с каждым годом стоимость получения такого разрешения будет увеличиваться. Это разрешение станет собственностью таксиста. Однако законопроект не обязывает таксистов заключать договоры с информационно-диспетчерскими службами. 

Эксперты надеются, что законопроект "О перевозке на такси" позволит ввести европейский стандарт работы таксомоторных перевозок. Этот документ направлен, в первую очередь, на безопасность и комфорт пассажиров, а также на полную легализацию рынка.

Правда, в профсоюзе таксистов заявляют, что если будут введены требования к комфорту, возрасту и классу автомобилей, работающих в такси, цена километра может вырасти с нынешних 3-4 грн. до 6 грн. за километр. Другими словами, с рынка придется уйти нелегалам на старых авто. В то же время те службы такси, которые сегодня работают легально, принимают к оплате карточки, готовы выдавать чеки и устанавливать оплату на счетчик, - не подорожают. 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ 

По данным Министерства инфраструктуры, из 6,9 млн зарегистрированных в Украине легковых автомобилей лишь около 51,4 тыс. официально имеют право осуществлять перевозки в качестве такси, что составляет примерно 1% от общего количества авто. Только в Киеве, где данный рынок достаточно развит, на сегодняшний день эти услуги обеспечивают около 20 тыс. автомобилей, а также работают более 150 информационно-диспетчерских служб. 

В целом по Украине в тени, то есть нелегально, сейчас функционируют до 90% рынка таксомоторов. Эксперты считают, что таксист-нелегал несет потенциальную опасность жизни и здоровью пассажиров. В то же время из-за нелегальных перевозок бюджет ежемесячно недополучает более 100 млн грн., а в год эта сумма достигает примерно 1,5 млрд грн. 

В ТЕМУ

Дорого, но качественно

В Германии на сегодняшний день служба такси насчитывает до 10 тыс. автомобилей, причем основные марки - "Мерседес" и "Тойота". Все авто - бизнес-класса. Также действуют строгие правила для водителей. Чтобы стать таксистом, необходимо сдать специальный экзамен на ориентирование в городе - знать около 1000 основных объектов и уметь добраться к ним без использования навигационного оборудования. Деятельность такси контролируется, счетчик обязательно должен быть включен. Естественно, стоимость такого такси гораздо выше украинского, однако строгие правила гарантируют высокое качество услуг.