Психоанализ Скниловской трагедии

На ТВ стартовал цикл документальных фильмов "Прощення". "Комсомолка" пообщалась с создателями первой ленты "Скнилів. Пробачити, щоб жити", а также узнала, как сегодня живут ее жертвы.

Трагедия произошла 11 лет назад, но сотни семей до сих пор живут с незаживающей раной в сердце. Фото: УНИАН.

Скниловская трагедия черным крылом накрыла сотни львовских семей: они потеряли дорогих людей. Большинство получили компенсации от государства на погребение близких и надгробные памятники. А затем люди остались наедине с горем и отчаянием. Прошло больше 10 лет, но многие все еще живут в саркофаге ненависти и боли.

Телевизионщики канала СТБ решили помочь львовским жертвам Скнилова и научить прощать во имя живых. Получилось ли?

"ТАМ, ГДЕ ЖИВЫЕ ИСТОРИИ, ВСЕГДА НЕПРОСТО"

По словам создателей ленты, этот фильм о людях, жизнь которых разделена на "до" и "после" трагедии. Работать с такими людьми пришлось популярному телеведущему и психологу Дмитрию Карпачеву.

- Мы хотим показать, насколько важно научиться прощать, - говорит автор идеи, специалист по созданию психологических телепроектов. - Насколько важно жить не мыслями о тех, кто ушел из жизни, а для живых. Даже после такого страшного горя, как Скниловская трагедия.

Зрители стали свидетелями непростого  выбора, перед которым оказались герои: простить и жить дальше либо добровольно разрушать себя, продолжая ненавидеть.

- Должен сознаться, это самый тяжелый проект, в котором я принимал участие. Очень волнуюсь, как воспримут фильм пострадавшие в Скниловской трагедии, - признается телепсихолог. - Эти люди остались живы, но с тех пор, как они  потеряли родных и близких, у них нет жизни. Для меня главное - помочь им начать новую жизнь.

Несмотря на то что по образованию ведущий фильма - психотерапевт, ему было очень непросто работать с участниками, которым фактически предлагали попытаться изменить свою жизнь.  

- Начиная этот проект, мы не знали, чем все это закончится, получится ли вообще что-либо, - рассказывает Дмитрий Карпачев. -  Согласятся ли люди участвовать  в  нашем проекте, поедет ли кто-то из них к Топонарю (пилот, который катапультировался, когда самолет падал на людей. - Авт.). Ведь там, где есть живые истории, реальные люди, настоящие эмоции, - всегда непросто.

Эпизод встречи главного героя Валерия Рудя с летчиком Владимиром Топонарем, которого все считают главным виновником трагедии, производит очень сильное впечатление. Более того, Топонарю хочется верить.

- Лично я ему поверил, - говорит Карпачев. 

Известный телеведущий и психолог Дмитрий Карпачев выступил автором телепроекта. Фото: Максим ЛЮКОВ.

УЧАСТВОВАЛ В ПРОЕКТЕ В ПАМЯТЬ О БРАТЕ

Главным героям фильма, семье Рудь, пришлось непросто. Согласившись на съемки, они пережили все заново. Львовянка Зинаида Рудь потеряла на Скниловском авиашоу младшего сына (Александру было 24), а внук Юра получил серьезные травмы, но, к счастью, его удалось спасти.

Старший сын, Валерий Рудь, тоже был в тот день на аэродроме, но остался жив. И все эти годы он нес в сердце груз вины за смерть брата.

Тогда, после трагедии, муж Зинаиды Виталий Рудь так и не решился показать жене  изуродованное тело мертвого сына. Сашу похоронили в закрытом гробу. Государство выделило им компенсацию - деньги на похороны и памятник, а Валерию как пострадавшему - около 300 долларов.

Валерий до сих пор не может забыть двух этажей морга, где после трагедии людей складывали по частям, и окровавленное тело своего 7-летнего сына Юры, которого он держал на руках, а тот все спрашивал: "Папа, я умру?" 

Но, принимая участие в проекте, Валерию удалось изменить свою жизнь и  если не простить, то хотя бы постараться по-человечески понять виновника их семейной трагедии. 

- Я участвовал в проекте в память о брате, - признается Валерий Рудь. - Это все, что я могу для него сделать.

41-летний мужчина признается, что во время съемок были моменты, когда ему хотелось выйти из машины или из поезда и бежать куда глаза глядят. Особенно тяжело ему далось решение увидеться с летчиком Владимиром Топонарем.

- Увидев его, я с огромным трудом справился с гневом и ненавистью. Но справился и горжусь этим, - рассказывает Валерий. - Во время встречи я относился к нему, в первую очередь, как к человеку. Но переживать заново всю эту трагедию было крайне тяжело.

"НИКАКОЙ ФИЛЬМ НЕ ЗАСТАВИТ МЕНЯ ПРОСТИТЬ УБИЙЦУ"

По словам главного сценариста Стаса Медведева, никто не принуждал главных героев сниматься, не "покупал" их. Это было их добровольное и взвешенное решение.

- Мы снимались примерно месяц. Телевизионщики приезжали к нам периодически, - рассказывает Зинаида Рудь. - Фильм очень тяжелый, я вижу в ленте своего сына живым, веселым, а его с нами нет... И меня никакое кино не заставит простить человека, убившего моего сына. А то, что Валерий решил поехать к Топонарю… Он своим решением просто убил нас наповал.

После допремьерного показа, который прошел во Львове, многие зрители выходили из кинотеатра со слезами на глазах. Одним лента понравилась, другие утверждали, что авторы о многом умолчали. В любом случае фильм не оставил никого равнодушным. 

Главными героями фильма стала семья Рудь, потерявшая в Скниловской трагедии родного человека (слева направо: Зинаида, Валерий с сыном Юрием и Виталий). Фото: семейный архив. .

СПРАВКА "КП"

Скниловская трагедия произошла 27 июля 2002 года во время авиашоу. Тогда на головы тысяч зрителей упал истребитель Су-27. Погибли 77 человек, из них 28 детей. Пострадали больше 250 зрителей. По количеству погибших трагедия считается самой большой катастрофой в истории авиационных праздников. 

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Львовянин Александр ЩЕРБИНИН, бывший военный, потерявший сына: "Я хотел увидеть правду, а увидел ложь"

- Я очень разочарован фильмом. В нем показали стрелочником Топонаря, но ни один из генералов, виновных в трагедии и дававших преступные команды, не наказан. Никого из них не лишили званий, генеральских пенсий и не посадили. Я хотел увидеть правду, а увидел ложь. Топонарь не должен был садиться в этот самолет, зная, что он неисправен, что подменили  летные карты, что самолет был перегружен топливом. Надо было не спасать генералов, а улететь с аэродрома - и все! Почему это преступление, которое совершили военные, военная же прокуратура и расследовала? Почему не было независимого расследования? Виновных 150 человек, а отвечает один!

Ведущему хочу напомнить, что прощать - по всем библейским и христианским законам - можно тогда, когда знаешь правду. Здесь ее нет.