Эффективный менеджер Пиночет...

40 лет назад в Чили произошел военный переворот, к власти пришел кровавый диктатор.

В старости, утратив президентскую власть, Пиночет остался неприкосновенным. А значит - безнаказанным. Фото: РЕЙТЕР.

Хорошо помню те дни. Мы, студенты-журналисты Ленинградского университета, были на картошке. Переживали за погибшего президента Альенде, музыканта Виктора Хару, которого путчисты расстреляли, предварительно отрубив руки. В СССР гулял анекдот: "Сотрудник КГБ сказал коллеге из ЦРУ: "Как мы вас сделали во Вьетнаме!" "Зато проспали, когда мы в Чили Альенде убирали". - "Ну мы тогда были на картошке..." 
 
"Спасите Чили!"
 
В 1964-м ЦРУ впервые не  пустило  Альенде в президенты, закачав в Чили $3 миллиона. Выборы выиграл проамериканский кандидат Фрей. В 1970-м Альенде вновь пошел на выборы. Шеф ЦРУ Хелмс  опять получил деньги на секретную операцию против левого кандидата. Но тот все равно победил! Формально победу утверждал конгресс через 50 дней. Президент Никсон приказал Хелмсу любой ценой не пустить Альенде во власть, пишет лауреат Пулитцеровской премии Тим Вейнер в документальной книге "ЦРУ. Правдивая история". Хелмс записал в блокноте тайный приказ президента: "Шансов один из 10, но спасите Чили!.. В распоряжении 10 миллионов долларов. Задействуйте лучших людей..." 
 
ЦРУ разработало два варианта сценария.
 
1. Политическая война, экономическое давление, жесткая дипломатия, чтобы заблокировать в конгрессе  решение о победе Альенде. 
 
2. Военный переворот. Но главнокомандующий Чили генерал Шнейдер заявлял: армия вне политики, она подчиняется конституции. Решили похитить  Шнейдера, распустить конгресс,  захватить власть от имени военных. На тайной вечере с полковником ЦРУ Уайтером чилийские офицеры получили $50 тысяч, три автомата, ранец со слезоточивым газом. Но при попытке захвата Шнейдер погиб. Конгресс, несмотря на все усилия ЦРУ, утвердил победу Альенде. 
 
Уникальный диктатор
 
Никсон рвал и метал! Пригрозил  вдвое урезать весь бюджет ЦРУ.  Хелмс обещал провести  кардинальную чистку своей конторы и отстранить Альенде.
 
Большую часть из $10 миллионов ЦРУ потратило на разжигание политического и экономического хаоса в Чили. Новый резидент ЦРУ в Сантьяго Уоррен создал сеть военно-политических диверсантов, склонявших  чилийских генералов к измене конституции. Одним из изменников стал главнокомандующий сухопутными войсками генерал Аугусто  Пиночет.
 
11 сентября 1973 года грянул военный переворот. Альенде отстреливался до последнего. И застрелился из автомата Калашникова в президентском дворце. К власти пришла военная хунта Пиночета. ЦРУ тут же наладило связь с ней.  Были убиты 3200 человек, десятки тысяч брошены в тюрьмы, подвергнуты пыткам.
 
Пиночет правил 17 лет. Но и потом долго  сохранял влияние, оставаясь главнокомандующим, пожизненным сенатором. Лишь в 2000-м верховный суд Чили лишил генерала сенаторской неприкосновенности. Против него много раз возбуждали уголовные дела за многочисленные убийства, похищения людей, пытки, коррупцию, наркоторговлю и т. д. Но болезнь Альцгеймера помогла ему избежать тюрьмы.Умер 90-летний генерал в декабре 2006 года. 
 
Янки не просто помогли Пиночету захватить власть. Чили стала полигоном для  модели свободной рыночной экономики так называемых чикагских мальчиков. Экономистов, учившихся в Чикаго у нобелевского лауреата Милтона Фридмана. Сам профессор часто бывал в Чили. Обратимся к книге "Суперкласс. Те, кто правит миром". Ее автор - Дэвид Роткопф - свой человек в суперклассе богатеев. "Сегодня по экономическим показателям беднейшие слои Чили отстают от богатейших больше, чем когда-либо за всю его современную историю. Господствующее положение занимает узкий круг семей и отдельных личностей. Каждая из этих семей контролирует несколько ключевых направлений - лесную промышленность, банковские услуги, морские перевозки, СМИ..."
 
"Страна заплатила страшную цену" 
 
"После военного переворота и гибели Альенде Пиночет и его "чикагские мальчики" сделали все для того, чтобы демонтировать общественный сектор Чили, приватизировали государственные предприятия и отказались от госрегулирования в сфере финансов и торговли, - пишет журналистка Наоми Кляйн в английской "Гардиан". - В этот период и сложились огромные частные состояния, но страна заплатила за них страшную цену.