Они устраивают нам (то бишь потенциальным покупателям) всякие ловушки с нехитрой целью заманить и привязать к себе навечно. Однако в последнее время что-то неуловимо изменилось. То ли покупателей стало слишком много, то ли магазины и супермаркеты решили, что мы все равно от них никуда не денемся, а только всевозможные акции и новоиспеченные придумки уже впору называть антиакциями - настолько они неудобны и неприятны покупателям!
Сгорающие бонусы
- А вы знаете, что в нашем супермаркете бонусы сгорают? - огорошила меня на днях соседка и, встретив мой недоуменный взгляд, рассказала нехитрую историю.
Она отдыхала с внуками на море, а когда приехала, пошла за покупками в "свой" супермаркет, услугами которого пользуется постоянно. Услышав сумму чека, по привычке попросила снять мелочь с карточки и в ответ услышала, что ее бонусы были обнулены, поскольку она не пользовалась услугами супермаркета 30 дней.
- Вот ведь мерзавцы какие, у меня же на карточке целых 16 грн. было! - горячится пенсионерка. - Ноги моей там больше не будет!
В общем, если администрация супермаркета таким оригинальным способом пыталась заставить покупателей пользоваться услугами своего магазина чаще, в данном случае они добились обратного эффекта. Соседка выбросила "самообнуляющуюся" карточку в тот же день и стала ходить в другой магазин. Говорит, что уже 6 грн. бонусов заработала…
Чем дольше, тем лучше
К вопросам на кассе "Карточка есть?" и "Пакет давать?" мы уже привыкли и отвечаем без запинки. Но "словарный запас" кассиров в последнее время начал расширяться: "Купоны есть?", "Наклейки нужны?", "Мелочь вам давать или положить на карточку?".
Не раз замечала на кассе, что многих покупателей десяток вопросов выводит из себя. Особенно вопрос про мелочь, ибо карточка, если можно так выразиться, работает только "в одну сторону". То есть если, например, ваш чек составляет 100,05 грн., то 5 копеек с карточки снять нельзя, зато положить на нее 95 коп. и не брать на сдачу мелочь - можно!
Отдельный разговор - целые простыни специальных купонов, которые магазин рассылает несколько раз в год, и после этой рассылки обслуживание на кассах замедляется втрое. Покупатель начинает разворачивать свою "простыню" прямо на кассе, выясняя, понадобится ли ему сейчас вот этот купон "Сыр на сумму не менее 30 грн.". В конце концов решает, что это именно то, что нужно, и просит кассира оторвать нужный кусок ("у меня что-то не получается и руки заняты").
Отдельно закипают нервы в маркетах, где обратная история - настойчиво пытаются вас вашего бонуса лишить: "У вас есть остаток, можно снять с карточки 44 гривны, 50 копеек? А можно тогда 4 гривны 50? А 50 копеек можно снять?". А ведь мой резон как покупателя накопить бонусов на приличную "бесплатную" покупку, а не разменивать их на списание сдачи.
Скидок нет!
Но если очень хочется, то есть
Знакомый строит дачу и в связи с этим уже второй год является постоянным покупателем одного из крупнейших строительных супермаркетов. Как-то продавец-консультант посоветовал ему собирать чеки. Дескать, насобираете за месяц чеков на 10 тыс. грн. - и будет вам счастье. То есть скидочная карточка.
Знакомый чеки насобирал и пришел с ними в магазин. Однако оказалось, что для получения скидочной карточки нужно еще и свидетельство предпринимателя, которого у него, естественно, не было. В итоге он рассердился, поругался и отбыл восвояси.
Через пару недель он воспользовался другим магазином этой же сети - покупал ламинат. И там продавец-консультант без лишних просьб и свидетельства предпринимателя выписал ему ту самую скидочную карточку.
- То есть, оказывается, можно? - недоумевает знакомый. - Почему же тогда этого не сделали в первый раз?
Кто-то сдох?
Пока одни озабочены, чтобы в их магазине пахло исключительно выпечкой или на худой конец лимонным освежителем, другие не обращают на это ровным счетом никакого внимания. Так, в фотомастерской недалеко от моего дома со дня открытия (а это уже лет пять) стоит запах, который обычно характеризуется определением "здесь кто-то сдох".
И у них бы уже давно не было ни одного клиента, только вот ведь напасть: работают без выходных, а качество - отменное. Поэтому знающие жители микрорайона, услышав от знакомых жалобу на плохое качество фотографий, скрепя сердце тут же советуют: "А ты сходи в фотомастерскую на углу. В ту, в которой воняет так, будто кто-то сдох!"
КОМПЕТЕНТНО
"За покупателя уже давно никто не борется"
- Рост розничной торговли впечатляет: за год плюс 10-12%, в гривнах - это десятки миллиардов, - рассказал "Комсомольской правде" директор консалтингового агентства ААА Сергей Наливка. - И в условиях такого развития, а также скрытой, но очень активной конкуренции за передел рынка у сетей задача номер один - открыть как можно больше торговых точек. Вот сюда и вкладываются все средства. Что касается пресловутой борьбы за покупателя, то торговые сети уже давно перестали этим заниматься. Поскольку практически все сетевые магазины ведут себя по отношению к потребителям, мягко говоря, нехорошо (правда, у каждого - свои фишки), они не боятся потерять своих клиентов - ведь хочешь не хочешь, а покупателю все равно придется выбирать из предложенного. Культура потребления украинцев поменялась. Сегодня они массово уходят с рынка и так называемых магазинов "у дома" в сетевые супермаркеты, и эту тенденцию уже не остановить.
Что с наибольшей вероятностью заставит вас отказаться от привычного магазина?
*В опросе, проведенном на сайте "Комсомольской правды" в Украине", приняли участие 743 человека.