В Киеве сносили исторические здания и во время царя

Уничтожение исторических зданий ради коммерческой выгоды - к сожалению, не новость для Киева.

Достаточно часто в последние годы киевлянам сообщают о том, что снесен очередной памятник старины, а на его месте разворачивается строительство модерных бизнес-апартаментов или торгового центра. На прошлой неделе на улице Саксаганского был сломан небольшой дом, связанный с биографией Михаила Грушевского. Также в центре города планируют разрушительную реконструкцию здания бывшего Центрального гастронома на углу Крещатика и Богдана Хмельницкого - его история тоже очень богата и напоминает об именах Михаила Врубеля, Панаса Саксаганского, Ивана Карпенко-Карого, Павла Скоропадского и других.

Приходится, однако, отметить: прежние киевляне тоже не стеснялись поступаться исторической памятью ради материальной выгоды. "КП" в Украине" уже рассказывала читателям о том, как едва не уничтожили лет сто назад старинный Контрактовый дом на Подоле. Приведем несколько примеров достопримечательных сооружений, уступивших место новой застройке в дореволюционном Киеве. 
"Дом Артемихи". Изображение середины XIX в. Фото начала ХХ в.
 
Старейший на Крещатике
 
Едва ли не первым признаком того, что Крещатик обретает статус центральной улицы города, стало размещение там почтовой конторы еще в 1849 году. Для конторы использовали солидный двухэтажный корпус с двумя флигелями. Фасад здания, немного отодвинутый от фронта улицы, украшали ионические колонны под треугольным фронтоном. Историограф Киева Николай Закревский отмечал, что этот дом был первым, а некоторое время - и единственным кирпичным строением на Крещатике.
 
Собственно, появился он в те времена, когда Крещатик только начинал складываться как улица. На рубеже XVIII-XIX столетий помещик-шляхтич Онуфрий Головинский стал хозяином земельного участка у Васильковской дороги под валом Старокиевской крепости и выстроил себе каменный дом для представительной городской резиденции. Флигели предназначались для барской прислуги (в том из них, что слева, размещался домашний оркестр помещика). Уже потом этот комплекс перешел в казенное владение и был отведен под почту.
Трапезная церковь Михайловского монастыря. Фото начала ХХ в.
 
Шли годы, по соседству стали появляться другие здания, постепенно заполнившие весь фронт Крещатика. Чем большее значение имела молодая улица в деловой жизни Киева, тем выше и просторнее были эти дома.  
 
Оригинальный, выразительный облик бывшего дома Головинского представлял, конечно, огромный интерес с исторической точки зрения, но... почтовому ведомству стало в нем тесно. В 1911 году в Петербурге подготовили проект нового крупного комплекса для киевской почты и телефонной станции. Соответственно, старейшее на Крещатике здание было приговорено к сносу. В 1915 году оно перестало существовать. А теперь на этом месте - одно из послевоенных строений, позади которого стоит дом Гостелерадио на Крещатике, 26.
 
Где был "Зеленый трактир"
 
Киево-Печерская лавра с ее храмами, пещерами, кельями и служебными корпусами, садами и кладбищами занимает обширное пространство над Днепром. Но сверх этого в давнее время Печерской обители принадлежали дополнительные усадьбы на городских улицах. Одна из них размещалась на Московской, 30, и была известна как "Судовое подворье" Лавры. 
 
Еще в 1803 - 1805 годах известный зодчий Андрей Меленский возвел там двухэтажное строение с нижним каменным и верхним деревянным этажом. Лавра предназначила его для сдачи в аренду. В течение нескольких десятилетий дом использовали как помещение трактира и небольшой гостиницы. С учетом того что вблизи Московской улицы в те времена размещались главные административные учреждения, а гостиницы в городе были наперечет, этот отель оказался довольно популярным среди состоятельных посетителей города. Его интерьер оживляли кафельные печи, выкрашенные в зеленый цвет. Зеленой была и крыша дома. Не потому ли заведение стало известно как "Зеленый трактир" или "Зеленая гостиница".
В литературе и мемуарах сохранилось немало упоминаний о гостинице и трактире на Московской улице. Известно, что в мае 1825 года там останавливался Александр Грибоедов - автор замечательной комедии "Горе от ума". Постояльцем отеля был и поэт Евгений Гребинка, написавший слова романса "Очи черные". Тарас Шевченко не раз наведывался в "Зеленый трактир" и упомянул его в своей повести "Близнецы". 
Почтовая контора на Крещатике. Фото начала ХХ в. Фото начала ХХ в.
 
Однако все это мало интересовало лаврских экономов (управляющих хозяйством), когда они подсчитывали рентабельность "Судового подворья". К концу XIX века решено было обновить его застройку. Бывшую гостиницу снесли, а вместо нее в 1897 году соорудили сразу три доходных корпуса: жилой дом, флигель и службы. Правда, нужно отметить, что высота новостроек была весьма скромной: всего лишь до трех этажей (то ли дело сегодняшние коммерческие строения на Печерске, уже забивающие своими габаритами саму лаврскую колокольню!). Теперь там, на Московской, 30, находится райотдел милиции. 
 
Уникум допетровских времен
 
Древний Подол не раз страдал от разрушений и пожаров. Но вплоть до начала ХХ века там сохранялся удивительный каменный дом, выстроенный, по-видимому, еще до эпохи Петра I. Он стоял между нынешними улицами Хорива и Верхний Вал, близ Межигорской. Киевляне называли его "дом Артемихи" по имени одной из владелиц. О ней рассказывали, что Артемиха была на редкость богатой и скупой, третировала своих слуг. Но потом она разорилась и умерла в нищете, лежа на соломе, без всякой помощи...
 
Своеобразный и богато украшенный старинный дом не раз упоминали среди наиболее примечательных строений Киева. Однако он являлся частной собственностью и по тогдашним законам не был защищен от произвола хозяев. Это кончилось для него трагично. В 1902 году собственники усадьбы - семья неких Гореловых - решили соорудить на углу Межигорской и Хорива новое доходное здание обычной по тем временам архитектуры, а уникальная постройка была уничтожена. 
 
КСТАТИ
 
Киев за - Питер против
 
В начале минувшего века Михайловский Златоверхий монастырь едва не лишился своей трапезной, которой к тому времени было без малого двести лет. Обители потребовалось расширить помещение для приема пищи, и правление монастыря попросило разрешения разобрать старую трапезную, заручившись справкой, что она якобы "не представляет сколько-нибудь исторического интереса в церковно-археологическом отношении". Между тем то был оригинальный образчик украинского барокко, с церковью Св. Иоанна Богослова, увенчанной грушевидным куполом. К счастью для памятника старины, проект следовало согласовать с Императорской археологической комиссией в Петербурге. А там разобрались в действительной ценности трапезной - и по предложению комиссии, в 1906 году Святейший Синод запретил ее трогать. Благодаря этому памятник XVIII века уцелел и сохраняется вплоть до нынешнего времени.