Счастливый ребенок обычно не очень-то любит школу и не торопится стать лучшим в классе, считают многие психологи и педиатры. Такой школьник находит время для подвижных игр и прогулок на воздухе, его интересы не ограничиваются стремлением получать 12 баллов. Напротив, дети, которые сосредотачивают все свое внимание только на уроках, рискуют заболеть, получить переутомление, хроническую болезнь и даже настоящую депрессию. С первых недель надо построить учебный процесс так, чтобы вовремя предупредить опасность.
"Домашку" начинаем с… прогулки
Чтобы решать задачки и учить правила более эффективно, перед выполнением домашнего задания надо поесть и отдохнуть не менее полутора часов. Желательно, чтобы этот отдых включал в себя активные движения: игры, прогулку. Доказано, что после минимальных физических нагрузок мозг работает лучше, школьники стают смекалистее и находчивее, легче запоминают правила и стихи. По этой же причине советуют совмещать занятия в школе с посещением какой-нибудь спортивной секции или кружка прикладного искусства. Если менять виды нагрузок с умственной на физическую, удастся добиться равномерного развития ребенка. Другая польза от посещения кружков - их положительное влияние на самодисциплину школьника. Понимая, что без выполненного домашнего задания на танцы или волейбол попасть не удастся, дети становятся более организованными.
Специалисты советуют делать "домашку" с пятиминутными перерывами каждые полчаса. Опять-таки в это время лучше не просто лежать плашмя на кровати, а как-то размяться. С младшими школьниками легче: им можно устроить игровую зарядку, вроде той, которую дает учитель в школе. Подняться на носочки, потянуться, присесть "как грибочек", попрыгать "как зайчик" и т.п. Старших детей на "потягуси" не уговоришь, потому в таких случаях будет очень кстати спортивная стенка в доме. Как уверяют ортопеды, достаточно повисеть на турнике 10 минут (даже без какого-либо движения) в день, чтобы позвоночник был здоров.
Признаки повышенного давления
Выполнение домашнего задания - одно из самых утомительных занятий. С физиологической точки зрения это, в первую очередь, сказывается на позвоночнике. Можно исподтишка понаблюдать за позой вашего школьника за рабочим столом и определить, когда пора сделать перерыв.
Если за рабочим столом школьник начинает тереть переносицу или лоб, значит, выполнение задания лучше отложить на пару часов - у ребенка наступило переутомление и может даже повыситься артериальное давление. В таких состояниях может появиться повышенная оживленность, сильное сердцебиение, неожиданные приступы плача. Необходимо переключить внимание ребенка, спокойно поговорить с ним. Если переутомление и следующее за ним болезненное оживление повторяется, лучше обратиться к врачу, чтобы тот помог подобрать правильный режим.
От рюкзака и сна зависит успеваемость
Режим школьника формируем так, чтобы у него было до 10 часов на сон. Если уроки начинаются в 8.00-8.30, то спать он должен укладываться не позже 21.00.
Питаться надо не меньше 5 раз в день, причем перерывы между перекусами не должны превышать 4 часов.
Согласно медицинским нормам, безопасная масса ранца - не более 10% веса ученика. Получается, что портфель первоклашки должен весить 1,5-2 кг, а не 5-6 кг. В пятом классе это 3,5-4,5 кг и т.д.
Состояние рабочего места в комнате школьника влияет на его зрение, а тем самым - и на сосредоточенность и успеваемость. Желательно, чтобы дома стояла парта с наклонной поверхностью под углом в 30-35 градусов по отношению к глазам. Получаем одновременно максимальное удаление от хрусталика и удобство при письме (не надо сутулиться). Для учебников стоит использовать подставку, чтобы ребенку не надо было тянуться через стол. Свет в комнате должен быть достаточно ярким, но не режущим. Хорошо, когда источник освещения находится по левую сторону от стола, а поверхность последнего - матовая и не отражает бликов от ламп и предметов.
Компетентно
Психолог Людмила Олишевская: "Надо отличать усталость в младших и старших классах"
- После каникул сложно втянуться в учебу, но через 2-4 недели большинство детей адаптируется. Страшнее, если у школьника хроническое переутомление.
У младших школьников ведущая деятельность - учебная, причем основная мотивация - порадовать родителей. Поэтому если у папы с мамой завышенные требования, они хотят видеть сына или дочь лучшими в классе, ребенок из последних сил будет пытаться соответствовать требованиям и "надорвется".
Подростков чаще подводят собственные амбиции. Часто это бывает с отличниками, которые боятся испортить впечатление о себе, привыкли выделяться. Но часть детей, которым легко давалась программа начальной школы, не способны идеально по всем предметам учиться в основной и старшей. Такие ученики сами себя загоняют.
Как распознать, что у ребенка переутомление? Ученик, который раньше нормально успевал в школе, вдруг начинает врать по поводу домашнего задания: "Я уже все сделал". Или же категорически отказывается его выполнять, объясняя это усталостью. Часто может повторять: "Я еще не успел отдохнуть". Если "нажать", такой ребенок часами безуспешно сидит за раскрытыми учебниками и "витает в облаках", даже не приступая к заданиям. Но если отпустить его отдохнуть, оживляется, может читать развлекательную литературу, искать информацию в интернете.
В ТЕМУ
Признаки того, что у ребенка устала спина:
сидит, положив локти на стол;
сидя, слегка заваливается набок;
периодически кладет голову на согнутые в локтях руки;
опускает одну руку вниз;
крутит шеей, словно там у него что-то болит;
крутит кистями.