Без топлива в поле не останешься
Сейчас трудно представить дорогую иномарку без бортового компьютера (БК). Он позволяет полностью контролировать сложный электронный организм железного коня, обеспечивая водителю уверенность и комфорт (не зря же человек платил такие деньги!). Неудивительно, что большинство иностранных автопроизводителей предлагают это хитрое устройство если не в базовой комплектации, то как дополнительную опцию.
А вот украинские и российские автозаводы, чья продукция в основном колесит по запорожским дорогам, кажется, до бортовых компьютеров еще не доросли. За них БК делают и зарабатывают на этом деньги множество компаний в Киеве, Донецке, Харькове, Москве, Санкт-Петербурге и, конечно, Тольятти. Так что появление умных устройств на разных «Ладах», «Шевроле» и «Ланосах» пока считается своего рода внезаводским внутренним тюнингом.
- Бортовые компьютеры ставят преимущественно на инжекторные автомобили, подключая устройство к электронному блоку управления. ЭБУ - это «мозги» машины, отвечающие за работу всех датчиков, электросистем и цепей. Компьютер считывает и обрабатывает информацию с ЭБУ и выводит ее на экран. Так что можно самому постоянно контролировать работу автомобиля, - рассказал корреспондентам «КП» эксперт Виктор Клинков.
- Но ведь значительная часть параметров, которую показывает бортовой компьютер, и так отображается на штатных приборах(спидометр, тахометр и другие). И зачем, к примеру, нужно знать сразу несколько показателей по расходу топлива?
- Точность показаний штатных приборов оставляет желать лучшего. Это вам скажет любой водитель. А показатели расхода нужны для экономии топлива и удобства. Бывает, что выходит из строя какой-то датчик, что не сказывается на поведении машины, но расход топлива значительно увеличивается. БК сразу же покажет увеличение и выдаст ошибку, а чтобы заметить перерасход без компьютера, нужно «наездить» два бака. Очень удобна и функция прогноза поездки на оставшемся в баке бензине – она значительно уменьшает ваши шансы остановиться на трассе вдали от цивилизации. Можно ввести в компьютер цену на бензин, он будет выдавать стоимость поездки, благодаря чему можно легко рассчитать ее рентабельность.
Экономим на бензине
Если машина вдруг глохнет, не заводится или «кушает» много бензина, водитель вынужден везти свое авто на СТО. Там его подключают к системе компьютерной диагностики, выясняют причину неполадок и не забывают при этом взять с клиента деньги за экспертизу. С автомобилем, на котором установлен БК, все намного проще: при малейшей поломке устройство сигнализирует о неисправности, выдавая на экран код ошибки (указаны в памятке к БК) или сразу ее расшифровку(в зависимости от типа компьютера).
- Машина вдруг стала дергаться и бортовой компьютер выдал неисправность датчика дроссельной заслонки. Я съездил на станцию ее поменять, сэкономив 40 гривен на диагностике, - рассказал корреспондентам «КП» владелец «десятки» Николай Котий. – Еще меня часто спасает такая штука, как органайзер: раньше постоянно забывал вовремя менять моторное масло, а теперь через определенное количество километров БК напоминает мне о замене масла, ремней, колодок, фильтров. Устройство сигналит, даже когда выходя из машины не выключаешь габариты. Так что аккумулятор попусту «садить» не приходится.
Кстати, есть устройства не только с банальным сигналом-«пиканьем», а с голосовым сопровождением. О состоянии автомобиля будет докладывать женское сопрано а-ля диспетчер в кабине самолета. Но это уже из категории наворотов, к которым также относятся, например, игры: сидишь себе во время длительных остановок и играешь в гонки.
Самый навороченный стоит 700 гривен
- Подбирать бортовой компьютер на свой автомобиль нужно исходя из набора необходимых функций и той суммы, которую вы рассчитываете на него потратить, - говорит Виктор Клинков. -Стоимость бортовых компьютеров зависит прежде всего от модели вашего авто, потом от количества функций (от 20 до 90), ну и, наконец, от типа индикации или дисплея. Светодиодные БК обойдутся в 200-250 гривен, с символьным (цифро-буквенным) дисплеем – в 200-400 гривен, а с жидкокристаллическим графическим - в 300-700 гривен. В зависимости от его типа одновременно на мониторе могут появляться от двух до восьми выбранных вами параметров.
К слову, цветных экранов для бортовых компьютеров для отечественных авто, в отличие от иномарок, пока не придумали. Но кроме дисплеев с подсветкой каким-то одним цветом есть мониторы, в которых можно выбирать оттенки по настроению.
В целом же БК представляет собой небольшую коробочку с 4-6 кнопками и дисплеем, которая вставляется в штатное место: в «девятке» перед лицом водителя, в «десятке» вместо часов или блока управления отопителем, в «Ланосах» и «Сенсах» вместо штатных часов/перчаточный ящик/на рулевую колонку. Установить БК в автомобиль, сделанный в Тольятти, можно самостоятельно, следуя схеме, приложенной к устройству. Это займет у вас полчаса. Машины других производителей придется везти к специалисту, поскольку там не предусмотрено ни одной нужной клеммы или разъема. Каждый провод придется подключать мастеру. На это у вас уйдет 50 гривен.
Фото Андрея ДРИГИ.
Кстати
Что умеют БК на карбюраторных авто
На «Жигули» тоже устанавливают «умные устройства», но, к сожалению, значительная часть полезных функций здесь недоступна. Остаются лишь:
- напряжение бортовой сети
- время в пути
- температура за бортом и в салоне
- часы, будильник
- электронный тахометр
- октан-корректор
- функция «газ/бензин»
- плазменная просушка свечей в холодное время года
- функция «резерв», в случае выхода из строя датчика Холла
КОНКРЕТНО
БК работает как...
... маршрутный компьютер:
- остаток топлива в баке
- прогноз пробега на остатке топлива в баке
- общий расход топлива
- расход топлива за одну поездку
- средний расход топлива за поездку
- пройденное расстояние за поездку
- цифровой спидометр
- средняя скорость движения за поездку
- максимальная скорость движения за поездку
- скорость разгона до 100 км/ч
- мгновенная скорость
- время поездки
- время и анализ прохождения мерного участка
- стоимость поездки
- «черный» ящик по скорости (день, неделя, месяц)
- напоминание о замене масел, свечей, ремней, фильтров, тормозных колодок.
- температура внутри салона
- температура за бортом
- значение задатчика режима вентилятора (летом выставляется более низкая t включения, зимой – высокая)
- состояние кондиционера
- часы, будильник
… диагностический тестер:
- текущий (мгновенный) расход топлива
- температура охлаждающей жидкости
- напряжение бортовой сети
- электронный тахометр
- положение дроссельной заслонки
- массовый расход воздуха
- угол опережения зажигания
- положение регулятора холостого хода
- ионизатор (просушка свечей зимой для «холодного» старта)
… аварийный сигнализатор:
- диагностические коды ошибок систем впрыска с полной расшифровкой
- опасный перегрев двигателя
- недопустимое напряжение в бортсети
- превышение порога скорости
- превышение оборотов двигателя
ВАЖНО
На какие модели можно поставить
- ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2107, ВАЗ 1117, ВАЗ 1118, ВАЗ 2170 «Газель», «Chevrolet- Niva», «Chevrolet – Lacetti», «Chevrolet – Аveo», «Lanos», «Sens»
Все модели карбюраторных авто. Скоро появятся бортовые компьютеры на инжекторные «Таврии».
СПРАВКА «КП»
Где найти:
- «Гамма» т. (061) 220-86-39
- «Бортовые компьютеры» т. (061)226-20-74
- «Феррум» т. 80676144099