Родители харьковских школьников платят за все – от уборщиц до русского языка

Начало и конец учебного года – самые разорительные периоды для семейного кошелька. "Комсомолка" узнала, на что нынче сдают деньги мамы и папы

Главные спонсоры учебных заведений - мамы и папы. Фото: архив «КП».

Можно сразу, можно по частям
 
- Сходила на родительское собрание - 1000 гривен не хватило, - жалуется мама пятиклассницы Ольга Червоненко. – Сдаем, конечно, но куда деньги идут – непонятно. Говорят, закупают мячи, скакалки для спортзала – но это ведь не проверишь.
 
Родители средней школы на Гвардейцев Широнинцев не одиноки. Начало сентября для всех харьковчан с детьми от 6-ти до 18-ти лет – самое разорительное время года. А если детей-учеников двое, сумма единоразовых поборов может превысить прожиточный минимум. Цены из года в год растут.
 
- В прошлом году мы сдавали 500 гривен ежегодно в благотворительный фонд школы, - рассказывает Надежда Десятниченко, чья дочь перешла во второй класс школы на Одесской. – А в этом уже нужно 540. Можно сразу заплатить, можно по частям.
 
Учеба одна, копилки - разные
 
В большинстве учебных заведений фонд школы и фонд класса – две отдельные копилки.
- На школу мы сдавали 450 гривен, - подсчитывает Ольга Червоненко. – А на класс – 180: сюда входит оплата работы уборщицы, но при этом дети убирают сами.
 
Отдельно родители оплачивают охрану, обеды, ремонт, а также изучение русского языка, покупку специальных учебников и тетрадей для прочих иностранных языков.
Отдельная история – школьные ремонты и покупка мебели в класс. На ремонты в харьковских школах собирают в среднем по 200 - 300 гривен с человека. Сумма с одного только класса, где учится 25 человек, выходит больше 7-ми тысяч гривен. 
 
Переживают из-за маминой принципиальности
 
Бесконечное "дайте денег" – на школьную мебель, на ремонты, на технику и прочее провоцирует родительские бунты.
 
- В начальной школе мы купили в класс телевизор, поставили металлопластиковые окна, во втором - скинулись на парты, в третьем учитель захотела шкаф-купе, который стоил больше шести тысяч гривен. Более скромный вариант нашего педагога не устраивал. Эту прихоть я отказалась оплачивать, - рассказывает мама пятиклассницы Маши из школы на ХТЗ. – Я видела попытки отыграться на ребенке, но быстро пресекла их.
 
Надежда Десятниченко с Одесской тоже платит не всегда: в прошлом учебном году досдать 250 гривен не получилось. Никаких репрессий не последовало.
 
- Оценки не то чтобы занижают, но высказать могут, типа, ты вообще молчи, вы ж деньги не  сдаете. Старший может ответить, а вот маленькие, конечно, переживают из-за маминой принципиальности, - говорит мама двух школьников Мария, которая несколько лет не сдает деньги на школьные нужды.
 
В тему
 
Мэрия не устанавливает суммы
 
В горсовете говорят: никакого отношения к "школьным деньгам" чиновники от образования не имеют – это дело сугубо родительское.
 
- Мы не устанавливаем суммы, и они индивидуальны, - говорит начальник департамента образования мэрии Ольга Деменко. – Деньги на нужды школы или класса должны быть в распоряжении родительской тройки или комитета, и последние должны отчитываться перед другими родителями.
 
В Первой столице, пожалуй, не найдется ни единой школы, где обошлись бы без подобной "благотворительности". Зато под Харьковом в селе Яковлевка директор нашел выход, как обойтись без поборов.
 
- Просим у сельсовета помощи, все ремонты или покупки – за счет спонсоров, - рассказывает директор Яковлевской школы Борис Киперштейн.
 
В некоторых, особенно небольших, школах, родители нашли способ сэкономить – делают ремонты своими руками. И тогда оказывается, что покраска пола и парт обходится в смешные суммы.