В Одесском археологическом музее проходит выставка находок, поднятых с затонувшего в IV веке до нашей эры у острова Змеиный античного судна. Две сотни артефактов с парусника, который археологи уже окрестили между собой "Змеиным Патроклом", расположились на десятке стендов в небольшой комнатке. И это лишь десятая часть всех "сокровищ", которые хранятся на дне Черного моря.
– Мы решили показать людям труд наших подводных археологов, а то обидно, что ценные предметы пылятся в ящиках подвала, – говорит заместитель директора музея по науке Сергей Охотников.
|
Среди находок есть как вместительные "пузатые" амфоры, предназначенные для перевозки вина и оливкового масла, так и миниатюрные "нежные" светильники и заморские килики, скифосы и канфары (кубки и чаши для питья) из дорогой чернолаковой керамики. Уцелело немало блюд для рыбных деликатесов, причем, несмотря на 2400 лет пребывания на дне моря, блюда сохранились в идеальном состоянии. Подняли с 35-метровой глубины археологи и некоторые личные вещи членов экипажа. Это грубые сосуды из серой глины – амфорки для воды, горшки и мортарии (плоскодонные чаши). Наиболее ценной и необычной находкой стала мраморная полуметровая статуэтка богини плодородия Деметры.
– Скорей всего, ее везли на продажу в одну из греческих колоний Северного Причерноморья, но не исключено, что это была часть корабельного алтаря, – говорит Охотников.
Поднимут судно через 10 лет
По клеймам на найденных амфорах археологи установили, что экипаж судна отправился в свой последний рейс с острова Пепарет – современный остров Скопелос в западной части Эгейского моря, который в древности был крупным винодельческим центром. Руководитель одесского отдела Института археологии НАН Украины Татьяна Самойлова склоняется к версии, что путь до Левке (греческое название Змеиного) "Патрокл" преодолел за семь дней вдоль западного побережья Черного моря.
– Шел он, по всей видимости, к одной из колоний Северо-Западного Причерноморья или к Херсонесу Таврическому, – говорит эксперт. – Если бы судно не затонуло, то обратно они бы уплыли с грузом зерна. Как правило, этот груз возили на обратных рейсах из южных районов.
Причина крушения "Патрокла" до сих пор неясна. Пустить на дно парусник мог как сильный шторм, так и налет разбойников. Точно установить это можно лишь после того, как обломки судна поднимут на сушу. Однако, чтобы весь груз парусника оказался на суше, по оценкам специалистов, необходимо еще около десяти лет интенсивных подводных работ, ведь на корабле находилось порядка 2-2,5 тысяч артефактов, а за раз можно поднять не более 300 экземпляров.
|
Изысканиями занимаются специалисты госпредприятия "Южгидроархеология" и дайверы подводного клуба "Наварекс". Работают водолазы на голом энтузиазме, говорят, что хотя за последние 20 лет работы подводной археологии они ни разу не финансировались, дать пропасть ценным раритетам все равно не могут.
– Что там говорить, если государство не выделяет деньги даже на питания участников, – сетует Татьяна Самойлова. – Поднять такое судно вообще непосильная для страны задача.
Коллеги отправили несколько заявок на получение грантов ЕС, однако надежды, что европейцы заинтересуются, мало.
|
По следам археологов
Недавно памятник взяли под охрану пограничники, ведь оказалось, что на "Патрокл" имеют свои виды "черные археологи".
– На мировом рынке коллекционеров стоимость античной амфоры в нормальном состоянии составляет около пятисот долларов, – говорит руководитель "Наварекса" Александр Терещенко. – Неудивительно, что после наших исследований на груз "Патрокла" нашлись охотники.
Несмотря на то, что местонахождение судна и его груза специалисты держат в тайне, по словам водолазов, первые попытки украсть артефакты предпринимались еще в июне. В районе кроме внезапно появившихся кораблей нескольких ведомств и предприятий заметили группу "черных археологов" со спецоборудованием, позволяющим распознавать на глубине цветные металлы и поднимать тяжелые грузы. Когда нарушителей заметили пограничники, те свернули работы и скрылись.
– Они проводили какие-то раскопки, повредили наши метки, – говорит Терещенко. – Исчезли крупные фрагменты амфор и металлическая подъемная корзина.
Археолог считает, что информацию любителям артефактов передают чиновники и сотрудники НИИ, имеющие доступ к информации. Ведь маршруты всех "пиратских" кораблей и судов проходили по местам изысканий "Наварекса".
ТТХ
Длина парусника – 26 метров.
Ширина в самой широкой части – 8 метров.
Судно двигалось за счет силы ветра, но имело и весла.
Максимальная скорость – до 5 узлов (9,2 км/ч).
Водоизмещение 100-200 тонн.
Примерная дата кораблекрушения – самый конец V – начало IV века до нашей эры.
КСТАТИ
В районе Змеиного в разные годы исследователи нашли девять кораблей различных эпох – покоятся тут и парусники XVIII-го века и корабли Первой и Второй Мировых войн. А не так давно у острова обнаружили еще одно судно, правда, уже византийской эпохи. Разница между находками составляет 1,5 тысячи лет!
Фото: Максим Войтенко