В городе много уличных музыкантов. Некоторые из них, как например, слепой музыкант возле Ратуши, давно стали визитками города и без них многие уже не представляют вечерних прогулок. Но есть и другая сторона проблемы, куда менее романтичная.
- В субботу праздновали свадьбу подруги, - рассказывает львовянка Ирина Салогуб. – К счастью, я уже как профессиональная свидетельница (как-никак третий раз) подготовилась к фотосессии в центре – набрала полные карманы мелочи. Как только подошли к Оперному, нас обступили цыганчата и начали выпрашивать деньги. При этом пытались ухватить молодоженов и гостей за руки. Лезли в кадр к фотографам. В общем, чуть не испортили людям праздник. Пришлось откупаться от этих назойливых попрошаек.
Таких историй в последнее время наши читатели рассказывают очень много. Есть дети, которые "пасутся" возле летних кафе и клянчат деньги у отдыхающих. Есть беспризорники, которые пристают к туристическим группам. Все это, конечно, порядком портит имидж города. Ведь, если уличных музыкантов при аллергической реакции на попрошаек можно просто обойти стороной, то отделаться от навязчивых, прилипучих и зачастую очень грязных детей бывает ой как нелегко.
- Дать "на хлебушек" для меня не проблема, но только при условии, что деньги действительно пойдут на еду, а не в и так толстые кошельки их "крышевателей", - говорит таксист Олег Яровой. – Недавно на форуме прочитал историю, что сердобольная девушка купила мальчику булку в ларьке. Но как только она отвернулась, пацан "сдал" булку назад и продавец вернула ему деньги. Как вам такое распределение труда и дохода?
Есть и еще одна категория детей-попрошаек – молодые дарования. Во время каникул в центре часто можно было встретить девочку бандуристку и мальчика со свирелью. Одни возмущались, мол, как же так: вроде и дети приличные, а попрошайничают. А другие успокаивали, мол, это ученики музыкальных школ и так их приучают не бояться публики. А деньги собирают для того, чтобы знали, что каждая работа должна оплачиваться. Но как рассказали нам в милиции, после того, как к ним поступили обращения от граждан и они проверили этих детей, то оказалось, что никто из музыкальной школы их на улицу не отправлял. И то, что они собирали деньги их личная инициатива.
ОФИЦИАЛЬНО
Начальник службы по делам детей Львовской ОГА Владимир Лис:
- Если сравнивать статистику с попрошайничеством в 2000 году и сегодня, то сейчас ситуация намного спокойнее. После того, как ввели криминальную ответственность за использование малолетних детей для занятий попрошайничеством, таких случаев стало значительно меньше. Если сейчас мы получаем сообщение о таких детях – помещаем их в приют, и социальные работники выясняют причины таких действий. Если оказывается, что дети находятся под опекой и их опекуны получают на них деньги, то решается вопрос о том, оставлять ли ребенка в такой семье.
КОМПЕТЕНТНО
Начальник сектора криминальной милиции по делам детей г. Львова Павел Лихач:
- Как правило, наша работа с детьми-попрошайками заканчивается воспитательной работой в райотделах милиции. В последнее время жалобы поступают в основном на действия ромов. Но они уже обучились некоторым хитростям и легко уходят от ответственности. Например, два года назад было заведено около 30 уголовных дел. А уже в этом году столкнулись с проблемой – идентификации задержанных. Как правило, ромы не берут с собой паспортов и при задержании твердят одно – "не понимаем ни русского, ни украинского". Вот недавно задержали группу ромов в Галицком районе, так они привели в райотдел чуть ли не всех родственников и устроили в туалете душ.