На скорую повесят всех собак

Неоднократно "Комсомолка" писала о том, что вызвать скорую и получить реальную помощь становится все сложнее.

Кое-где на периферии карет скорой помощи в два раза меньше, чем требуется. Фото: архив «КП».

Наши сотрудники лично столкнулись с тем, насколько ограничены возможности работников скорой и неотложки. Две из описанных на страницах "КП" историй произошли непосредственно на глазах у наших коллег, но когда мы обратились за комментариями к медикам, то получили очень туманные ответы. Давайте попробуем разобраться.

Как врачей поставили на колени

Как неоднократно писала "КП", у отечественных скорых появилась пугающая тенденция - госпитализируют больных все неохотнее, не всегда могут даже выехать на вызов. В конце августа в городке Вишневом, что в пригороде столицы, на глазах у прохожих мужчина забился в приступе эпилепсии (читайте "КП" №189 от 28 августа). Дело происходило под проливным дождем, в сумерках, потому многие даже не сразу обратили внимание на повалившегося на спину парня. Первой опомнилась молоденькая девушка (мы узнали лишь, что ее зовут Кристина), которая и спасла жизнь 27-летнему Александру: определила с ходу диагноз, попросила подошедшую на шум молодую пару найти, чем разжать "окаменевшую" в спазме челюсть больного, сделала непрямой массаж сердца. Фактически вытащила с того света. 

Совместными усилиями юношу привели в чувство, хотя он еще долго дрожал и с трудом выговорил свое имя. Все это время очевидцы приступа пытались вызвать скорую, но оказалось, что нет свободной машины.

- Вы поставлены в очередь, ждите, пока врачи освободятся. Они повезли другого тяжелобольного в районный центр, в Боярку, - ответили на подстанции местной скорой. Легко сказать "ждите", но как можно ждать, когда льет дождь, от холода зуб на зуб не попадает ни у спасенного, ни у "спасателей", прямо на асфальте сидит парень с разорванными губами (зацепили вилкой, когда разжимали челюсть и доставали запавший во время приступа язык)? Сашу отвезли на подстанцию прохожие. На месте больному предоставили помощь.

Казалось бы, вопиющая безответственность? Но нет. На деле выяснилось, что проблема куда страшней одного неудачного вызова скорой. Руководитель местной подстанции призналась "Комсомолке", что на весь городок Вишневое, более чем с 50 тысячами жителей, после реформы оставили лишь две кареты. Работают на них две бригады вместо четырех. Они не успевают обслужить всех больных - в день это около 80 вызовов. 

- Острая нехватка карет во всем Киево-Святошинском районе: на 160 тыс. населения всего восемь машин, - рассказала "КП" заведующая подстанцией Татьяна Волотовская. Уточним, что речь идет не только о городках, но и селах с плохими дорогами, далекими закоулками, которые значительно затрудняют дорогу до пациента.

Официально проблему опровергают - главврач района Василий Кравченко уверял, что все необходимое для своевременного предоставления помощи у медиков есть. 

Тем временем и местные участковые доктора неофициально признаются: их поставили на колени новыми требованиями.

- Кроме того что убрали узких специалистов, увеличилась нагрузка на одного доктора, так еще и заставляют продавать пациентам лекарства со скидкой. Сердечные, от температуры. В целом препараты недорогие, но больные не хотят их покупать с рук у врача, - рассказала нам одна из терапевтов Киево-Святошинского района. - Так что каждый день сбрасываемся всей поликлиникой по 10-15 грн., сами у себя покупаем препараты. Чувство, что вернулась плановая экономика времен СССР. Нельзя никому ни о чем рассказывать, все время угрожают увольнением!

Получается, что доктора фактически не виноваты в том, что помощь не предоставляется своевременно и качественно. 

Кто виноват? Доктор!

Не найдя понимания у лекарей столичного пригорода, корреспонденты "Комсомолки" обратились в горздрав Киева. После публикации двух историй о киевлянах (читайте №194 от 3 сентября), которых не хотели класть в больницу (женщину, упавшую в обморок при отравлении, и 80-летнего мужчину с двусторонним воспалением легких) нам в редакцию стали поступать звонки от сотрудников скорой. Не скроем, что обратившиеся к нам медики (4 человека) были обижены позицией газеты в этом вопросе. 

- Как вы смеете писать о том, что мы не предоставляем помощь! - негодовал один из фельдшеров, который, однако, представиться побоялся. Но тут же, сменив тон, он продолжил: - Нам и так сложно. Финансирование убогое. За все отчитываемся. Поверьте, мы делаем все возможное… 

Ответственность за состояние больного, предоставленную помощь, отказ в госпитализации несет врач бригады экстренной (скорой) помощи. Фото: архив "КП".

ОФИЦИАЛЬНО

Права и обязанности бригад экстренной помощи 

На запрос "Комсомолки" городской Департамент здравоохранения Киева ответил в лице замдиректора Аллы Арешкович. Приводим вопросы и ответы без изменений:

Вопрос 1. Имеет ли право врач отказать в госпитализации больному с высокой температурой, рвотой и после потери сознания?

Ответ: Решение по поводу необходимости госпитализации пациента в заведение охраны здоровья принимает руководитель бригады экстренной (скорой) помощи в каждом конкретном случае.

Вопрос 2.  Можно ли вызвать медицинскую помощь во второй раз, если больному стало хуже? 

Ответ: Можно.

Вопрос 3. Кто несет юридическую ответственность, если после визита врачей экстренной или неотложной медицинской помощи больному стало хуже и его здоровье понесло урон?

Вопрос 4. Кто несет ответственность за больных, к которым вызывают экстренную или неотложную медицинскую помощь, если карета забрала больного (в дороге, в приемном покое, если больной госпитализирован по всем правилам)?

Вопрос 5. Кто несет ответственность, в случае если врач поставил неправильный диагноз и это стало причиной неправильного лечения или ухудшения состояния здоровья больного?

Ответы на 3, 4 и 5-й вопросы: Ответственный - руководитель бригады экстренной (скорой) помощи. 

Вопрос 6. Что не имеет права говорить пациенту врач скорой помощи (советовать конкретное лекарство, рассказывать, как лечить больного дальше)? 

В одной из описанных "КП" историй врач отказался дать название препарата, которым можно было бы лечить двустороннее воспаление легких у 80-летнего киевлянина, оправдавшись тем, что это сочтут за рекламу. Курс лечения доктор также не прописал, заметив, что это - дело участкового врача.

Ответ: По требованию пациента или его законного представителя руководитель бригады экстренной (скорой) помощи должен предоставить информацию в доступной форме о состоянии его здоровья, лечебных мероприятиях и прогноз дальнейшего течения болезни.

Вопрос 7. Больным с каким диагнозом могут отказать в госпитализации и по какой причине?

Ответ: Пациентам, у которых нет показаний к госпитализации. 

ВЫВОДЫ:

Что же из этого следует? Что все решения принимает на свой страх и риск руководитель бригады скорой. Госпитализировать ли, советовать ли лекарства, давать ли прогнозы - опять он. А если пациенту стало плохо или он умер - виноват опять же руководитель бригады. Получается, всех собак можно вешать на этого доктора. Но если допустить, что врачам скорой могут негласно указывать, сколько больных можно госпитализировать, то получается совсем уж безрадостная картина: доктор, как канатоходец,  вынужден балансировать на тонкой грани между волей начальства и исполнением клятвы Гиппократа "Не навреди".