На ул. Метростроителей - уголовный след
В начале недели бабахнуло в девятиэтажке на Северной Салтовке. Что стало причиной взрыва, криминалисты скажут не раньше следующей недели. Предварительная версия - взорвался не газ.
- Во всех взрывах, которые произошли в этом году в нашем городе, всему виной человеческий фактор, - считает Игорь Лупандин, помощник начальника ГУ Госслужбы ЧС в Харьковской области. - Почему это происходит? Из-за самоуверенности и беспечности людей.
Супруги Скляр - хозяева взорвавшейся "трешки" - уверены, что "голубое топливо" ни при чем: подозревают, что их хотели убить и подложили в квартиру взрывчатку. Кто и зачем - ума не приложат.
Помимо 21-й квартиры, которая выгорела практически дотла, от пожара пострадали соседи сверху. Еще с десяток квартир залили водой. Так как дом кооперативный, люди боятся, что вряд ли город им компенсирует убытки. Юрий и Виктория Скляр уповают на одно – что найдут виновников взрыва.
Дом на Слинько "раскололся" из-за сковородки
Первый взрыв раздался ровно год тому назад, 4 сентября, в девятиэтажке по ул. Слинько, 2Б. ЧП произошло из-за того, что на плите забыли сковородку. В доме от взрыва отошла внешняя стена, обрушилось перекрытие между этажами. Пять человек получили травмы, двое попали в больницу. Из дома отселили 120 человек. На восстановление дома ушло 2,5 месяца и 18 млн гривен, а уголовное разбирательство по делу длилось почти год. 16 августа Коминтерновский суд принял решение: в аварии виноват 25-летний харьковчанин, который забыл выключить плиту. Парню дали 4 года условно.
- Он не подавал апелляцию, признал свою вину и ищет работу, - рассказала пресс-секретарь прокуратуры города Ольга Воронина. - Это даст возможность компенсировать материальные затраты.
Что касается компенсаций жильцам, которые до сих пор продолжают ремонты, о них речи не идет. Пострадавшим, говорят в прокуратуре, нужно подготовить иск в суд, если они хотят получить от виновного в аварии какие-то деньги. От городских властей все жители дома получили по 1000 грн.
На Московском проспекте погибли четверо
Самое трагическое ЧП произошло 16 декабря. Тогда в 16-этажке на Московском проспекте, 248г из-за взрыва газового баллона, который внесли с мороза в квартиру, в огне погибла почти вся семья Сургай – мать, две дочери и годовалый внук. Единственная, кому удалось выжить, - 13-летняя Кристина Сургай, два месяца лечилась в ожоговом центре, а затем приходила в себя в санатории. Глава семейства Владимир Сургай получил условный срок. На него повесили судебные расходы - почти 15 тысяч гривен, также ему надо покрыть затраты тепловых сетей и больницы неотложной помощи, где лечили его дочку, - 32 тысячи гривен.
Всего в доме проживало 164 человека, 22 из них - дети. Власти быстро отремонтировали разрушенный дом - буквально через месяц после ЧП люди вернулись в свои квартиры. Всех пострадавших освободили на время от уплаты за кабельное ТВ, Интернет и телефон, а также выделили по тысяче гривен. Кабмин выделил 7,381 млн грн на восстановление дома.
В тему
Будет ли компенсация жильцам?
Компенсаций от мэрии пострадавшие с ул. Метростроителей, скорее всего, не получат, потому что здание не в коммунальной собственности - его обслуживает ЖСК.
- В ЖСК, ОСМД, которые самостоятельно обслуживают жилой фонд, иногда создают спецфонды на случай аварий и ЧП. Если такого фонда нет, тогда нужно ждать, пока следствие установит причины взрыва и кто виноват, - поясняет адвокат Руслан Исмайлов. - Возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. В случае, если преступников не найдут, рассмотреть вопрос о возмещении пострадавшим убытков могут местные органы власти. Правда, прямой нормы в законодательстве нет, поэтому данный вопрос о компенсации - на их усмотрение.