О серьезной опасности для самолетов и авиапассажиров было объявлено на днях на конференции Европейского геофизического союза в Вене. Грозный феномен, получивший название "темные молнии", обнаружили ученые из Технологического института Флориды. Эти молнии становятся мощным источником гамма-излучения и потоков заряженных частиц, которые способны вывести из строя электронику и облучить людей.
Специалисты уверяют: пассажиры в самолете, оказавшемся в грозовой зоне, получают дозу облучения, как от десяти флюорографий. А то и больше - как от полного обследования тела в рентгеновском томографе.
- Глаз человека темные молнии не замечает, - пояснил один из авторов исследования этих экзотических грозовых разрядов, физик Джозеф Дуайер. - Но они хорошо заметны из космоса. Спутники фиксируют бледные пурпурно-голубые светящиеся зоны в облаках протяженностью около километра. Возникают темные молнии на высоте порядка 12 километров. Поток излучения от разрядов идет в основном вниз - туда, где летают коммерческие авиалайнеры.
Впервые феномен, названный вначале "электрической бурей", был обнаружен около 20 лет назад с помощью спутников НАСА. Но до сих пор он остается загадкой.
- Мы точно знаем, что в рождении темных молний участвуют космические лучи и атмосферное электричество, - признался другой участник конференции - профессор итальянского Национального института астрофизики Марко Тавани. - Но каким образом разряды набирают колоссальную мощность, мы даже не можем предположить. Ведь энергия квантов излучения темных молний выше, чем у обычного света или даже ультрафиолета, почти в десять миллионов раз! Такое излучение выделяет больше энергии, чем ядерный реактор. Обычные же молнии генерируют лишь слабое рентгеновское излучение.
Физики считают, что следует создавать систему предупреждения этих угроз.
- Опасность для приборов самолета несет не само гамма-излучение темных молний, а поток нейтронов, который его сопровождает и может повлиять на работу оборудования, - объяснял Марко Тавани. - Я не исключаю, что часть воздушных катастроф могла быть связана именно с темными молниями. Ведь до 1994 года о них даже не подозревали.
По словам Дуайера, фиксировать экзотические разряды скоро поможет телескоп "Ферми" - один из самых чувствительных инструментов сегодня. На нем установили новое программное обеспечение, которое позволит засекать самые слабые вспышки розового цвета - предвестники темных молний.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Кандидат технических наук, научный сотрудник физического факультета МГУ им. Ломоносова Анатолий ОГУШЕВ:
- Думаю, не стоит сильно бояться темных молний. Они встречаются редко: примерно в тысячу раз реже, чем обычные. Да и экипажи самолетов, как правило, обходят грозовые зоны стороной, так что прямое попадание даже под обычную молнию весьма маловероятно.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Покушения на VIP-персоны
28 февраля 2003 года в самолет брата президента США Джеба Буша (губернатора Флориды) ударила молния. Никто из находившихся на борту не пострадал, но Бушу, летевшему в Майами, пришлось совершить экстренную посадку в Орландо. Правда, молния прожгла в крыле самолета внушительную дыру.
28 апреля 2005 года молния ударила в самолет премьера Великобритании Тони Блэра. Это произошло при посадке, когда уже самолет подлетал к Лондону. Блэр не пострадал.
15 мая 2006 года молния ударила в самолет американского сенатора Эдварда Кеннеди. Отключились все приборы, и пилоту пришлось совершать экстренную посадку.
КСТАТИ
Что ученые знают о коварстве обычной грозы
- К сожалению, несмотря на всю техническую оснащенность самолетов, даже от обычных молний пока спасти их сложно, - объяснял нам доктор технических наук, профессор Энергетического института им. Г. М. Кржижановского Эдуард Базелян. - По мировой статистике, на три тысячи часов полета приходится один удар. Вроде бы немного, но авиация довольно сильно страдает.
- Чем самолет притягивает молнию?
- Из двигателей вылетает раскаленная струя воздуха. Температура - 800 градусов. Электрическая прочность разреженного газа меньше, здесь и зарождается с легкостью канал молнии. Примерно так же грозовые разряды притягивают костры, разведенные на земле. Но и это не все. Как правило, в большие самолеты попадают те молнии, которые они сами и порождают. Эти молнии возникают не от окружающих грозовых облаков. Разряды стартуют от самих самолетов. Например, от хвоста идут к облаку, а от носа машины - к земле, в двух направлениях сразу. Через самолет проходит ток порядка сотен тысяч ампер. К счастью, удары крайне редко приводят к гибели людей, самолеты удается посадить.
- Когда большая вероятность подвергнуться удару с неба - в полете или при взлете-посадке?
- Наиболее опасна молния для низколетящего самолета, так как в этом случае летательный аппарат может сыграть роль проводника тока молнии из облака в землю. Известно, что самолеты на больших высотах сравнительно часто поражаются молнией. И тем не менее случаи катастроф по этой причине единичны. В то же время известно очень много случаев поражения самолетов молнией на взлете и посадке и даже уже на земле. Несколько раз молнии разбивали лобовые стекла самолетов. До трагедий не доходило: лайнеры находились на небольшой высоте.