Ребенок на три месяца

Ежегодно более 10 тысяч детей по решению суда приходится забирать у родителей.

Наталья и Евгений Дудко из Броваров стали пионерами в новом деле. Фото: предоставлено Международной благотворительной организацией «Партнерство каждому ребенку».

Должно пройти время, прежде чем ребенка оформят в приемную семью либо передадут усыновителям. На этот промежуток его помещают в приют, где бедняжке не могут уделить внимания столько, сколько требует пережившая стресс психика. В цепочке семья-семья пока не хватает звена, которое восполнило бы этот пробел. Сейчас его создают - это проект "Семейный патронат".
 
ФИНАНСИРУЮТ ШВЕДЫ 
 
Проекту четыре года, но только сейчас он получает должное развитие. Пока в Украине работают четыре патронатные семьи - две в Броварах под Киевом, одна в Белой Церкви и одна в самой столице. Но уже есть новые заявки как в Киеве, так и в Луганской, Днепропетровской, Донецкой областях. Проект воплощает в жизнь Международная благотворительная организация "Партнерство каждому ребенку". 
 
- Наша задача - обеспечить благоприятные условия для детей в тот период, когда их родители должны преодолеть сложные обстоятельства. Главная цель - сохранить для ребенка родную семью. Но если родители не могут или не хотят исправить поведение, ребенку ищут новую семью, - говорит замдиректора организации Зинаида Кияница. - А в это время по решению органов опеки и попечительства он находится у патронатных родителей. Максимальный срок пребывания в такой семье - три месяца, но он может быть продлен.
 
За этот относительно небольшой промежуток нужно сделать очень многое: выходить, выкормить малыша, сгладить отрицательные эмоции, привить нужные навыки и умения, если этого не сделали родители. С ребенком занимаются дефектолог, логопед, по необходимости другие врачи и обязательно психолог. Параллельно социальные службы работают с семьей, из которой пришлось забрать дитя.
 
- Если родители заинтересованы в том, чтобы сын или дочка вернулись, с ними проводят беседы, помогают бросить пить или принимать наркотики, сделать в квартире ремонт, найти работу. Если это не помогает, ребенку подыскивают усыновителей, приемную семью или детский дом семейного типа, - продолжает Зинаида Кияница. 
 
Патронатные семьи работают на профессиональной основе - получают зарплату, за ними сохраняются все социальные гарантии. На детей выделяется  содержание в размере двух прожиточных минимумов. На пилотной стадии услуги семейного патроната финансирует  "Партнерство" при поддержке Всемирного детского фонда под предводительством королевы Швеции Виктории, а потом переводят на местные бюджеты, как это уже сделано в Броварах и Белой Церкви.
 
НЕ УДЕРЖАЛИСЬ - СЕБЕ ОСТАВИЛИ
 
Пионерами в этом проекте стали Наталья и Евгений Дудко из Броваров. До 2009 года они пять лет работали волонтерами - ухаживали за новорожденными, от которых отказались мамы. 
 
- Когда нам предложили основать семью временного пребывания, мы не сразу отозвались, ведь и так с чужими детьми занимаемся. Но когда узнали, как строится новая система защиты детей, согласились. 
 
Супруги оформлены при центре социальных служб для семьи, детей и молодежи и на основании трудового договора принимают детей, нуждающихся во временной опеке. Нелегкая это миссия, ведь в первую очередь нужно снять, принять на себя весь накопившийся в маленьких душах негатив. Например, 9-месячную Катю в семью Дудко привезли в ужасном состоянии. Девочкой занималась очень старенькая бабушка. Мама - приезжая из России - потеряла документы, поэтому рассчитывать на социальную помощь не могла. Папа кое-как перебивался случайными заработками, вместе с женой проедал и пропивал пенсию старушки. Катя была голодна, все время плакала, не могла привыкнуть к рукам. Спустя три месяца малышку было не узнать. К усыновителям она пришла умилительным бутузом с улыбкой во весь ротик.  
 
- И таких детей у нас побывало 16, иногда по одному, иногда сразу по трое, если они братья или сестры. Катю маме вернуть не смогли - ее пришлось лишать родительских прав. Но шестеро детей все же вернулись в свои родные семьи, - говорит Наталья. 
 
А вот с Владиком не удержались, оставили себе. Малыш попал к Наталье и Евгению, когда ему исполнился месяц - мама оставила ребеночка в роддоме.
 
- Девять месяцев дите жило, зная, что появится на свет никому не нужным. Хорошенький такой, глазки одинокие… В общем, это теперь наш третий родной ребенок и второй сын. Вот-вот Вадюше три годика исполнится, - улыбается мама. 
Егора и Богдана буквально спасли от смерти от истощения. Теперь мальчики усыновлены. Фото: предоставлено Международной благотворительной организацией "Партнерство каждому ребенку".
 
УЧИЛИ РАЗГОВАРИВАТЬ И КУШАТЬ
 
Здесь есть очень тонкий психологический момент: патронатные семьи должны строить взаимоотношения с детьми так, чтобы они им доверяли и воспринимали как профессиональных помощников, но при этом сохраняли привязанность к родным  или привыкали к новым родителям. В семье  Татьяны и Тараса Гурских из Белой Церкви усыновители месяц посещали двух воспитанников, учились за ними ухаживать.
 
- Мы расстались, только когда поняли, что контакт детей с усыновителями налажен, - вспоминает Татьяна. - Сейчас созваниваемся, общаемся.
 
Патронатными воспитатели Татьяна с мужем стали два года назад. Первыми к ним направили двух братиков. 3-летний Егор знал всего два слова "вака" и "алло", а  полуторагодовалый Богдан имел выраженные признаки дистрофии. Из-за постоянного голода он даже разучился жевать. 
 
- Мальчик был настолько обессилен, что не мог долго сидеть - сразу падал на спину от усталости. Детей нужно было откормить, подлечить, наладить режим сна, развить речь, моторику, научиться контактировать, - вспоминает Татьяна.  
 
С задачей Гурские справились - реабилитированные дети нашли новых любящих родителей. 
 
Счастливо сложилась и судьба трех сестричек, которыми занималась патронатная семья Кузнецовых из Киева. Работники соцслужбы забрали детей буквально из  притона, который устроила родная мать. Женщину пытались вернуть к нормальной жизни, но тщетно. Всех девочек с радостью забрала семья из Волынской области, которая до этого имела уже опыт усыновления.   
 
ЧТОБЫ ЗАКРЫЛИСЬ ВСЕ ПРИЮТЫ
 
Но не только на детей из маргинальных семей рассчитан семейный патронат. Может случиться, что нормальная семья или мать-одиночка будут нуждаться во временном уходе за их ребенком. Например, если нужно лечь в больницу, а близких людей, на которых можно оставить малыша, рядом нет. Отдавать дитя в приют - сердце кровью обольется. А в семью, где за ним профессионально присмотрят, не страшно. Предусмотрено, что в таком случае между патронатными воспитателями и родной мамой через орган опеки будет заключен договор. 
 
Нужно развивать семейный патронат так, чтобы в Украине наконец-то закрылись детские приюты и интернаты, пока мешает отсутствие законодательства. Но на основании уже существующей практики Минсоцполитики подготовило проекты инициатив. Есть надежда, что  закон вскоре примут и финансироваться семьи будут из государственного бюджета. А пока ищут людей, которые могли взять на себя эту нелегкую, но благородную ношу. Правда, стать патронатными воспитателями не просто. Это должны быть семьи, которые пользуются  уважением в сообществе,  имеют собственный положительный опыт воспитания детей, а главное - общее желание всех ее членов принимать таких детей в своей семье. Обязательное условие - трудоустройство одного из членов семьи в качестве патронатного воспитателя, учеба на специальных курсах. 
 
ЦИФРЫ
 
32 ребенка прошли через патронатные семьи за время функционирования семейного патроната в Украине.
12 - усыновлены внутри страны.
 7 - вернулись в родные семьи.
 8 - устроены в приемные семьи.
 5 - остаются под патронатом.