"Маетесь по съемным квартирам? Приезжайте в Липчаны - хату за тысячу продадим!"

Пока державные мужи годами ломают голову над тем, как не дать умереть украинскому селу, - глава сельсовета в Винницкой области Николай Сафтюк решил сверхзадачу за три месяца, рискнув своей репутацией и деньгами.

Как заманить в село полсотни непьющих тружеников, а заодно спасти от закрытия школу и детсад, корреспонденты "КП" выясняли в живописном селе Липчаны на берегу Днестра. 
 
Ночные звонки
 
Телефон Николая Ивановича Сафтюка не перестает трезвонить, до неприличия часто вклиниваясь в наш разговор. 
 
- Привезти вещи? Да, конечно. Собрали люди уже, и продукты есть. Сейчас с корреспондентом договорю и сразу к вам. 
 
- Алло! Да, продаем. Да, в рассрочку. Сколько? Десять тысяч долларов? Да я даже не знаю, какую хату вам за такие деньги предложить. У нас как-то подешевле будут. Дочка институт заканчивает? Учитель английского? 
 
- Полина Павловна (прикрывая трубку рукой, чтоб не услышали, зовет директора школы и заговорщически спрашивает), вам новый учитель из Луганской области нужен? 
Окраины Липчан - это живописные склоны над Днестром. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
 
Пока Полина Павловна думает, Николай Иванович говорит дальше:
 
- Приезжайте, посмотрите, подумайте (снова обращается к телефонному собеседнику). Ждем! Ага, переночуете у почтальона, или библиотекаря, или у меня. На автобус ведь не успеете, путь неблизкий. 
 
- И так все время? - успеваю задать вопрос, пока телефон Сафтюка снова не запиликал. 
 
- И даже ночью! - с гордостью отвечает. - Звонков от неблагополучных и просто шутников тоже немало было. Куда ж без этого? Но не взять трубку не могу. А вдруг человек хороший, трудяга позвонит? Важные решения люди часто ночью принимают. Приходится терпеть. 
 
Директор местной школы Полина Шевчик, библиотекарь Нина Росенко и заведующая детским садом Елена Щербань согласно кивают головами. Дескать, на благо родного села под руководством Сафтюка здесь все готовы работать сутки напролет. И в основном - за идею. 
За летние каникулы Николай Сафтюк, как аист, "принес" в село два десятка детей. И останавливаться не собирается. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
 
Нет детей - нет села
 
Николаю Ивановичу на вид около пятидесяти. Руки - большие, грубые, рабочие. Брюки слегка испачканы грязью - только вернулся с поля. Лениво пить чай в теплом рабочем кабинете Сафтюку скучно. Мотается между тремя селами, которые входят в состав сельсовета, на белом бусике. Распорядок дня и номер мобильного своего мэра селяне знают назубок. 
 
- На склад уехал! - машет рукой один мужик. 
 
- Скоро будет! Ждите в центре, у магазина! - деловито, как секретарь, подсказывает другой. 
 
У Сафтюка, конечно, есть своя семья - супруга, дети, внуки. Все вместе обрабатывают землю, занимаются сельским хозяйством. Но хватает ли у него времени на родных с тех пор, как село спасать взялся? Не говорит, улыбается только. 
Библиотекарь Нина Росенко неожиданно открыла в себе талант риэлтора. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
 
Час икс для Липчан настал в мае, под конец учебного года. Визит комиссии из района под руководством главы администрации Могилев-Подольского района Михаила Вдовцова ничего хорошего людям не сулил. В сельской школе-девятилетке к тому времени осталось всего 26 учеников при норме сорок. Платить зарплату учителям, которым некого учить, в районе вряд ли захотят. Значит, быть беде - закроют школу. Как пить дать…
 
На встречу с комиссией собралось все село - полтысячи людей - от мала до велика. Стояли плечом к плечу, как войско, молча любуясь потрясающими видами Днестра.
 
- Когда глава районной администрации увидел, как хмурятся наши крепкие молодые парни, заметно занервничал, - с улыбкой вспоминает те события Николай Сафтюк. - Сказал им: "Хлопцы, только не бейте!" Но все равно заявил, что школу, возможно, придется закрыть. 
 
- Как же так? А варианты предложил? 
 
- Да какие там варианты! Один выход - найти детей, учеников. И сделать это нужно было до августа.
 
- Иначе без работы остались бы восемь учителей и пять человек техперсонала, - с печалью говорит директор школы Полина Шевчик. - Как вспомню тот разговор - сердце кровью обливается. 
 
В Липчанах хорошо помнят, как в конце 80-х школу уже закрывали. Центр села тогда опустел и затих. Жизнь замерла.
 
- Возили детей в соседнее село Козлов, это в пяти километрах от нас, - вспоминает библиотекарь Нина Росенко. - Это ж сплошное издевательство над ребенком! Его на час раньше нужно разбудить, кушать так рано он не хочет. А после уроков даже на кружки и концерты остаться не может - спешит на автобус в Липчаны.
 
Липчанцы терпели недолго. Помаялись пару лет, а потом пошли войной по кабинетам чиновников. И добились своего - в 90-м году школу снова открыли. 
 
Но в 2013-м шансов на спасение было гораздо меньше. 
Директор школы Полина Шевчик гордо заявила, что в этом году у нее аж шесть первоклашек. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
 
Дом в рассрочку, работа - сразу
 
После пугающей встречи с комиссией из района Николай Иванович был сам не свой. Люди его выбрали, а он, получается, доверия не оправдал? Тогда и попалась ему на глаза местная газета с объявлением от людей, которые хотели бы купить домик в селе. 
 
Идея созрела быстро - призвать в село простых, трудолюбивых людей, у которых нет своего жилья, но есть дети и желание работать на земле. Пустых, заброшенных, но вполне жилых хат в селе - около трех десятков. Толку от них никакого. Зарастают сорняками и пугают людей черными окнами-глазницами. 
 
Хозяева выехали, живут кто где. Почему бы и им копейку не заработать? Самую дешевую хату - с одной комнатой, койкой и кухней можно продать за тысячу гривен. Самая дорогая - 45-50 тысяч. 
 
- Дал объявление в газету с приглашением ехать к нам, в Липчаны, - говорит Николай Иванович. - Написал все как есть - и про природу нашу красивую, и работу хорошую (летом можно трудиться на предприятии, собирая в саду сливы, яблоки, зимой - на лесопилке или водителем на строительстве Днестровской ГЭС). Добавил, что автобус у нас каждый день в два города ездит - Могилев-Подольский и Новоднестровск (соседняя Черновицкая область). Указал, что у нас два магазина, школа, детсад, медпункт работают. Ну и самое главное - уточнил, что дома можно в рассрочку купить. Беспроцентную.
 
- Получается, эти пустые хаты на балансе сельсовета стояли? 
 
- Нет, я в сделки с государством не вступаю. Поставить брошенные жилища на баланс - очень тягостно и дорого. А вот с людьми договориться всегда можно. 
 
Узнав, что Сафтюк зовет в село новых людей, туда съехались хозяева заброшенных домов. Кто ремонт начал делать, кто двор от сорняка очистил. 
 
- Я сказал им, что новоселов, которые сразу заплатят за весь дом, будет немного. А вот частями выплатят. Я стану поручителем. Если что случится, рискну своими личными средствами. Но я людям верю и пока об этом не пожалел. 
 
Вместо коммуналки - просторный дом
 
Первой на зов откликнулась семья из соседнего села. Там жили в "шевченковской" хате-мазанке. В Липчанах выбрали себе просторный дом на четыре комнаты, с огородом, хозяйственными помещениями, да еще и старой жилой постройкой, которую можно обновить. И все это за шесть тысяч гривен!
 
Но такая сумма не для всех горожан подъемная. А для жителей села и подавно.
 
- Частями платят, пока все честно! - резюмирует Сафтюк. - Я их уже прописал, но право собственности пока не оформили. Пусть еще заплатят. 
 
Следом за этими новоселами потянулась еще одна семья из соседней деревни, затем супруги с детьми из Закарпатья. 
 
Но больше всего в душу Сафтюку запали новоселы Людмила и Сергей Зайченко с Волыни. Порядочные, молодые, влюбленные супруги с тремя детьми (четвертый появится в декабре) еще по телефону пожаловались Николаю Ивановичу, что долго маялись по съемным квартирам. Потом перебрались к родным в коммуналку - делят комнату на семерых. 
 
- Разве это жизнь?! - сокрушается Николай Иванович. - Я предложил им приехать и осмотреться у нас. У них глаза сразу загорелись. Дом почти в самом центре села выбрали и уехали. А потом выяснилось, что им и переехать не на чем. Очень дорого машину из Луцка сюда заказывать. 
 
Бросив все, Сафтюк на своем бусике уехал за новоселами. Это 400 километров в одну сторону. Деньги с семьи взял только на бензин. Сейчас они платят за дом по 500 гривен в месяц. Селом довольны, но делиться своим счастьем с журналистами не хотят.
Домик с комнатой, кухней, койкой и коридором за тысячу гривен пока бесхозный. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
 
- Чтоб не сглазили, - объясняют люди. 
 
Следом за волынянами приехала семья Манчинских из Винницкой области. Просторный дом купили сразу.
 
- Мы эти 16 тысяч год копили, - говорит Галина Манчинская. - С родителями не жили, а мучились. Теперь будем сами стараться.
 
- У них здесь бурьян по пояс стоял! - рассказывает библиотекарь Нина Росенко, которой в "агентстве недвижимости" досталась роль риэлтора - показывать дома клиентам. - Но люди трудолюбивые - все сами делают. И главное - детей с собой привезли. Старший мальчик в первый класс пойдет, а второй - в детский сад. 
 
Ждут в Липчанах и две семьи с детьми из Днепропетровской области. А еще в селе приютили мать-одиночку из Одесской области с двумя детьми. 
 
- Итого - восемь семей за три месяца! - подытоживает Сафтюк. - В школу и детский сад пойдут 56 детей. А там посмотрим, как наше дело дальше пойдет. Разве это не успех?
 
Дауншифтерам здесь не место
 
- Неужели всех и приютили, никого не отсеяли? - интересуюсь. 
 
- Есть один грех, - улыбается Николай Иванович. - Приехала пара из Хмельницкой области и сразу меня насторожила. Уж очень сильно они бочку катили на своего главу сельсовета, а потом и на социальные службы. Мы их, конечно, на ночь приютили. Но я не поленился позвонить коллеге и разведать все про эту семью. Оказалось, что работать они не хотят, живут за детские деньги, а детей у них даже забирали. Зачем мне такие жильцы-тунеядцы? Своих не было, а чужих и подавно не надо.
 
Утром Сафтюк вежливо отвез гостей на автобусную остановку. А по пути не менее вежливо отказал им в хате и попросил больше не приезжать. 
 
- А дауншифтеры к вам не просились? 
 
- Это те, что хотят полсела купить, сделать экологически чистую зону и детей по-своему растить? - своеобразно объясняет Николай Иванович. - Были и такие. Причем по очереди несколько семей. Они, видимо, между собой давно знакомы. Один заявил, что готов купить 60 гектаров для этого! Но я отказал. 
 
- Почему? Деньжища-то какие!
 
- Да не нужны нам такие люди здесь. Мы хотим, чтобы простые, трудолюбивые приезжали, с детками. Чтобы в школе нашей учились, в библиотеку ходили, в доме культуры пели, на земле работали. 
 
- Чтобы руки у них как у нас были! - показывает грубые ладони директор школы. - Знали, что такое сельская жизнь.
 
P.S. Накануне 1 сентября в Липчаны снова наведался глава района. Школа, детсад и фельдшерско-акушерский пункт блестели после ремонта. 
 
За какие деньги и чьими силами? Оказывается, учителя, воспитатель, врач и, конечно, глава сельсовета все делали своими руками и по большей части за свои деньги. Заведующая детским садом вместе с рабочими рыла канализацию, директор школы покупала шторы и красила стены. И это отнюдь не показушная акция, которыми любят похвалиться наши чиновники, гордо высадив в центре Киева еле живое деревце. Авось народ клюнет и все грехи простит. В селе иные правила выживания и поведения.
 
Создав рабочие места другим, жители села сохранили свои. И еще на несколько лет продлили жизнь школы, детского сада, а значит, и всего села. 
 
Кстати, глава района во время визита в Липчаны осмотрелся, удивился и рассмеялся. 
 
- А не твои ли это, Коля, со всей страны дети съезжаются? - спросил у Сафтюка. 
 
- Теперь мои, - ответил глава сельсовета. 
 
Он искренне верит новоселам и надеется, что те его не подведут. 
 
Из первых уст
 
Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
Глава Могилев-Подольской районной администрации Михаил ВДОВЦОВ: "Будем внедрять программу переселения"
 
- На все, что происходит сейчас в Липчанах, я смотрю шире. Во-первых, без главы сельсовета Николая Сафтюка такого переселения не произошло бы. Во-вторых, у него там подобралась очень сильная команда.
 
Заведующая детсадом без стеснения угрожала мне, что выцарапает глаза, если его закроют. Я по-настоящему испугался! В-третьих, мы подумываем над тем, чтобы, пользуясь опытом Липчан, принять программу переселения.
 
У нас в Приднестровье здоровый климат. Сюда приезжала лечиться Леся Украинка. Здесь в начале 20-го века выращивали виноград французские фермеры. Ведь наши виноградники находятся на том же меридиане, что и французские. 
 
У нас в районе пустуют 200-300 хат, которые можно недорого купить и заниматься там виноградным хозяйством. Эта культура привяжет к себе любого хозяина, даже из города. А почему бы не бросить все и не уехать в село? Я сам за городом живу и каждый день в Могилев-Подольский на работу езжу за 35 километров!
 
Что касается программы, то мы понимаем, что приезжим нужно помогать материально. Ведь в основном едут люди небогатые, у которых после покупки дома денег на ремонт не останется.
 
- Ну а Николая Сафтюка как-то наградили? 
 
- Грамоту выпишем. Не сомневайтесь. 
 
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
 
Не пить, не ныть, не просить 
 
Придирчивый читатель, конечно, заметит, что вывеска с названием села Липчаны  покосилась, дома, выставленные на продажу, - неказистые. Другой подметит, что даже с работающей школой Липчаны - бесперспективны. Получив аттестат, дети уедут учиться в город и  забудут сюда дорогу. Третий озвучит приевшиеся стереотипы - село пьет, сгнивает без работы. Это правда, которая, увы, давно не колет глаза.  
 
А если попробовать копнуть глубже и узнать село с другой, яркой стороны? Я знаю несколько умных девушек, которые окончив ВУЗ, уехали работать учителями в село. 
 
Там нет больших денег и магазинов, но есть дешевое, собственное жилье. К слову, заведующая детсадом в Липчанах как раз из таких. Промучившись на квартире в Виннице, она вернулась домой и нашла работу. 
 
Я знаю молодых людей, которые в большом городе были бездарными неудачниками, а в селе научились выращивать элитные цветы и вкусные фрукты. Они не пьют, не ноют и не просят себя спасать. Уверена, что таких примеров много. Но порой за сомнительными стереотипами о нищем селе и богатом городе самого яркого не видать.