Днепропетровский вокзал: времена и люди

Центральный железнодорожный вокзал Днепропетровска настолько известен и узнаваем, что давно уже стал не только визитной карточкой Приднепровской железной дороги, но и символическими воротами самого Днепропетровска.

Ежегодно он отправляет в дорогу более 15 миллионов пассажиров (около 40 тысяч ежедневно) - столько же встречает. И вряд ли вы найдете в областном центре человека, который хотя бы однажды не заходил под высокие каменные своды Днепропетровска-Главного (так вокзал именуется официально).

Но задумываемся ли мы в будничной суете, в спешке дачной, отпускной или командировочной, что вокзал - это не только поезда. Прибывающие вовремя или почему-то опаздывающие. Не только кассы и билеты, которых, как утверждают отдельные "знатоки", никогда нет, но всегда и всем хватает. Не только колея или путь номер такой-то. Это еще и люди. Вокзал задумавшие, построившие, возродившие из пепла, сделавшие одним из лучших на Украине...

Центральный железнодорожный вокзал Днепропетровска

Эпоха "неорусских теремов"

 Появление железнодорожного вокзала в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) прочно связано с возникновением в 1873 году Екатерининской железной дороги, соединившей Донецкий угольный и Криворожский железорудный бассейны. Выдающийся деятель нашего края Александр Поль потратил немало сил и энергии, чтобы доказать современным ему почитателям конной тяги необходимость железнодорожного сообщения и те перспективы, которые оно открывает перед южным губернским городом.

Сам вокзал, построенный по проекту инженера Министерства путей сообщения А. Верховцева в неорусском стиле (в подражание пышной российской архитектуре XVII века), был открыт в 1884-м, "в присутствии властей и массы народа", как писал журнал "Нива" в №3 за 1885 год.

Длинное двухэтажное здание вокзала с двумя массивными башнями в виде теремов на центральном фасаде и крылечками по бокам, с массой декоративных элементов в духе древнерусского зодчества, вскоре стало центром большой привокзальной площади, где бодро курсировали извозчики, шумно разворачивался трамвай, возникла целая сеть разносортных ресторанов, весьма популярных у местной публики, особенно ведущей ночной образ жизни.

В 1913 году екатеринославский вокзал посетил император России Николай II, единожды в истории вокзала воспользовавшийся специальной пристройкой для приема царских персон. Через год вокзал заполонили солдаты и офицеры в длинных серых шинелях, спешащие на фронты Первой мировой, а в 1918-м - восторженные студенты Горного института, встречающие известную актрису Веру Холодную, которую затем на руках пронесли по Екатерининскому проспекту.

Ставшее достопримечательностью не только Екатеринослава, но и всего юга России здание городского железнодорожного вокзала, вмещало залы для пассажиров трех классов ("низы" пользовались отдельным зданием), кабинет начальника вокзала, телеграф, ресторан и прочие помещения, однако даже по дореволюционным меркам считалось слишком маленьким. Уже в 1910-х годах его планировали расширить, но не успели.

Дети революции, устанавливающие собственные законы красоты и гармонии, беспощадно раскритиковали стиль железнодорожного вокзала как "мелкобуржуазный" и "безвкусный", которому, по их мнению, нет места в городе, носящем имя пламенного борца с буржуазией Григория Петровского. В 1934 году харьковский архитектор-конструктивист Е. А. Лымарь даже подготовил проект нового вокзала. Но детище Лымаря сочли весьма формальным, а главное - слишком дорогим для времен индустриализации. И скромно обошлись лишь благоустройством привокзальной площади: разбили здесь сквер и цветники, заасфальтировали улицу, построили каменные ограждения.

А потом была Великая Отечественная война, не оставившая и следа от былого, пусть и не принятого предвоенным поколением горожан величия днепропетровского вокзала.

В духе "сталинского ампира" и… хрущевских излишеств

После освобождения Днепропетровска железнодорожный вокзал, разрушенный в результате одного из налетов вражеской авиации, планировали восстановить в первую очередь. В 1945 году проект нового вокзального здания разработал известный советский архитектор Алексей Душкин. К строительству приступили в начале 1946-го, но фундамент строящегося здания неожиданно дал просадку - и все работы приостановили.

Возрожденный к жизни железнодорожный вокзал, почти вдвое превосходящий по площади довоенный, горожане получили лишь в ноябре 1951 года, а пассажирские тоннели под путями - в 1953-м. Монументальное двухэтажное здание с двумя шестиэтажными башнями, центральным входом в виде арки (именно она и стала ассоциироваться с символическими вратами города) и стройными рядами колон было построено в стиле "сталинского ампира".

Первые посетители вокзала увидели пассажирские залы, ресторан, гостиницу на втором этаже, междугородную телефонную станцию, билетные кассы, справочное бюро, телеграф, комнаты матери и ребенка, парикмахерские, багажное отделение, пассажирские платформы с навесами, пешеходный мост. Кстати, именно этот мост и перрон днепропетровского железнодорожного вокзала предстали перед взорами миллионов советских людей в знаменитом фильме "Высота" с Николаем Рыбниковым.

Восхитительный интерьер нового вокзала поражал роскошью и изяществом. Радовала глаз великолепная лепка в центральных залах, витиеватые дверные ручки, паркетные полы, портьеры из бархата, шелка и атласа. К тому же вокзал обустраивался "всем миром": светлый и розовый мрамор для облицовки стен прибыл с Урала и из Ленинграда, красивую дубовую мебель изготовили владимирские мебельщики, а огромные высокохудожественные люстры - московские мастера.

Впрочем, как оказалось, возведенный вокзал несколько отличался от проектных замыслов А.Душкина, полностью воплотить в жизнь которые не позволила обычная экономия. Например, на башнях должны были располагаться изображения танков, по бокам центральной части - огромные барельефы Ленина и Сталина, главный же фасад - венчать картуш с венком, а пилоны башен - огромные обелиски в стиле Древнего Египта. Однако и без этих помпезных элементов новый железнодорожный вокзал получился достаточно монументальным и величественным.

И очень жаль, что он, как и другие знаменитые вокзалы Алексея Душкина (после Днепропетровска были Сочи и Симферополь), не принес счастья своему творцу. Во времена Хрущева "сталинский ампир" и его апологеты подверглись гонениям. В ноябре 1955 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1871 "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", которое положило начало печально известной и в наши дни тесноте и безликости "хрущевок". В постановлении резко прошлись и по творениям (а значит, и по дальнейшей судьбе) А. Душкина: "Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в гг. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объем зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 проц., а стоимость строительства увеличена в два-три раза".

 

Однако, несмотря на жесткую критику новостроя, в основе которой, конечно же, лежали политические соображения, Днепропетровску все-таки повезло - он получил одно из наиболее красивых и знаковых городских зданий.

Время европейских скоростей и комфорта

В 2003 году железнодорожный вокзал Днепропетровска в кратчайшие сроки, всего за два месяца, капитально отремонтировали, придав ему современный европейский вид и многофункциональность.

Масштабные ремонтные работы развернулись в самый разгар летних пассажирских перевозок, что создавало для работников вокзала дополнительные трудности, которых, впрочем, практически не ощущали его посетители.

Билетные кассы перенесли на привокзальную площадь - в обычные пассажирские вагоны, дикторские объявления делали через мегафон, а табло с информацией о наличии свободных мест в поездах заменили стендом с изготавливаемыми вручную табличками. Бывало, за ночь менялись все указатели на вокзале, чтобы с утра пассажиры могли добраться по назначению в обход мест проведения ремонтных работ.

Впрочем, несмотря на довольно тяжелые условия, у кассиров не было ни одного случая недостачи денег или пропажи билетных бланков, а от пассажиров не поступило ни единой жалобы на обслуживание.

Перед торжественным открытием весь персонал и еще около ста железнодорожников в помощь ему почти сутки не покидали здания вокзала: мыли, чистили, наводили порядок, расставляли все по местам. Спали по очереди прямо в зале ожидания, но 1 августа вокзал, сияющий свежестью и чистотой, принимал высоких гостей и первых посетителей, в числе которых был и тогдашний Президент Украины Леонид Кучма.

Открытие после реконструкции железнодорожного вокзала торжественно совместили еще с одним важным для горожан событием - пуском скоростного поезда между Днепропетровском и Киевом ("Столичного экспресса").

Таким образом был дан старт эпохе европейских скоростей и европейского комфорта. Потому что явно похорошевший после капремонта днепропетровский вокзал, в интерьере которого отразились модные дизайнерские тенденции, появились современные отделочные материалы, а экстерьер украсила яркая ночная подсветка, прочно стал "на рельсы" европейского обслуживания новой генерации отечественных пассажиров - пассажира требовательного.

С любовью к пассажиру и своему делу

Обновленный днепропетровский вокзал получил новые комфортные залы - VIP-комплекс, комнаты отдыха повышенной комфортности, два сервисных центра, детский зал и пр., а также широкий доступ к новейшим технологиям, все более востребованным пассажирами (компьютерную и оргтехнику, Интернет, спутниковое телевидение).

Вокзал смог предложить пассажирам около ста услуг, причем некоторые - впервые на сети украинских железных дорог.

Например, вместо традиционной комнаты матери и ребенка - уникальный зал ожидания для пассажиров с детьми, в котором есть игровая комната для ребят от полутора-двух до двенадцати-четырнадцати лет и комната для мам с "грудничками", где малышей можно перепеленать, помыть, накормить, развлечь в манеже с игрушками. Работники вокзала "жалуются": родителям сложно увести заигравшегося ребенка, а в остальном эта услуга до сих пор идет на "ура".

В числе первых на днепропетровском вокзале открыли и сервисные центры обслуживания пассажиров. Ориентировались на успешный опыт российских коллег и... собственную изобретательность. Ведь предлагая пассажирам ту или иную услугу, важно почувствовать, а иногда и предугадать ее актуальность. К примеру, на заре 2000-х посетители вокзала часто обращались за ксерокопированием, сегодня же им нужен бесплатный Wi-Fi. Чтобы с удовольствием и пользой ожидать свой поезд на вокзале, а не в ближайшем интернет-кафе (кстати, все необходимое оборудование на днепропетровском вокзале уже установили).

Нужно отметить, что различные интернет-сервисы становятся все более популярными на железнодорожном транспорте. Вокзалу же они позволяют на качественно новый уровень поднять основную из оказываемых им услуг - продажу билетов.

Так, если в конце 80-х приднепровские железнодорожники первыми взялись за создание бюро заказов, куда можно было бы позвонить и забронировать билет или же заказать его на дом, то нынче днепропетровский вокзал - в числе семи крупнейших на Украине, где тестируют оформление в кассах электронных билетов. По замыслу разработчиков, широкое внедрение этой услуги позволит железнодорожникам уйти от дорогостоящих бланков строгой отчетности, коими являются железнодорожные билеты в традиционном их виде, а пассажирам существенно упростит жизнь. Ведь основным должен стать не сам билет (рассеянным можно сделать даже несколько его копий!), а его уникальный QR-код, несущий зашифрованную информацию о пассажире, маршруте следования поезда, занятом месте, - его-то и будут считывать специальные устройства проводников. И мнение вокзала, на котором новый сервис сегодня проходит опытную эксплуатацию, окажется весьма ценным для выявления "узких" мест, практических трудностей и невольных огрехов.

Если продолжить разговор о "первопроходчестве" днепропетровского вокзала, нельзя обойти вниманием историю с внедрением здесь автоматизированного рабочего места диктора. Еще в 90-х годах минувшего столетия все объявления на днепропетровском вокзале, как и повсюду, читались вживую - голосом. Их было много - за смену вокзальные дикторы настолько напрягали голосовые связки, что часто болели ларингитами и прочими болезнями горла. Врачи железнодорожной поликлиники даже грозились учитывать эти недуги как профессиональные заболевания. На вокзале подумывали удвоить число дикторов в смене, но сразу же отказались от этой идеи из-за опасений, что при смене диктора поток информации может оборваться, не дойти (или не дойти вовремя) до пассажиров. Обратились за помощью к коллегам из ДИИТа - и те разработали специальную компьютерную программу, позволяющую записать великое множество вариантов дикторского текста и в считанные минуты "собирать" из них нужное сообщение - как бусы на одну нитку. Начитала же "заготовки" для компьютера миловидная диктор вокзала Наталья Иевлева, чей хорошо поставленный голос поразил даже профессионалов. Он и сегодня звучит под сводами Днепропетровска-Главного, "повелевая" что делать тысячам пассажиров.

Вслед за днепропетровским вокзалом за автоматизацию дикторской работы успешно взялись и другие украинские вокзалы. Кстати, об информации. Ее на днепропетровском вокзале великое множество, чтобы пассажир, особенно иногородний или чужестранный, смог самостоятельно узнать то, что ему нужно, а в справочное бюро обращался лишь в редких случаях. Для пассажиров работают информационные электронные табло в холле, на фасаде, в зале суточной продажи билетов, на пассажирских платформах; есть информационные стенды, более полусотни указателей, частично двуязычных, пиктограммы международного образца.

При таком обилии справочной информации на вокзале не растеряться- не заблудиться даже пассажирам с ограниченными физическими возможностями. Благодаря указателям, колясочники и сопровождающие их лица быстро сориентируются, где находятся специальные места для инвалидов в зале ожидания, кассы, туалет со спецоборудованием, удобные съезды на платформы или привокзальную площадь. Для транспортировки же маломобильных пассажиров на днепропетровском вокзале есть свои инвалидные коляски, носилки, спецподъемники, с помощью которых инвалидов при необходимости доставят к поезду или обратно, помогут совершить посадку-высадку специально обученные бригады помощи.

А недавно одну из вокзальных касс - крайнюю - специально выделили для обслуживания лиц со слабым зрением, чтобы они не искали в толпе пассажиров "свою" кассу. И на ступеньки, ведущие в тоннели, во избежание травм нанесли ярко-желтую полосу-ограничитель, которую заметят даже слабовидящие.

Однако на вокзале помогут не только пассажирам с ограниченными физическими возможностями, но и любому, кто внезапно почувствовал себя плохо во время ожидания поезда или самого путешествия. В здешнем медпункте для этого есть необходимый запас лекарств и опытные врачи. Еще не было дня, чтобы к местным эскулапам не обращались с проблемами, острыми приступами болезней или ухудшением общего самочувствия.

А вот безопасность пассажиров и их багажа на вокзале блюдут не только сотрудники милиции на транспорте, но и восемь десятков видеокамер, способных разглядеть практически все вокзальные закоулки. Благодаря им, например, в январе прошлого года быстро вычислили "минера-шутника".

Кстати, пассажиров часто волнует, не прекращает ли вокзал свою работу, когда приходят сообщения о его минировании. Сообщаем: нет. И билетные кассы работают (правда, резервные), и резервный дикторский пункт, и маршруты к поездам-обратно, максимально безопасные для пассажиров, предусмотрены, да и график движения поездов, как правило, соблюдается. Ведь вокзал - это "вечный двигатель", работающий для пассажиров.

А нынешний пассажир, признаются на вокзале, весьма строг и разборчив: обижается на "не такой" взгляд, "не ту" интонацию, мнимое "предпочтение" кого-то ему.

Но на вокзале научились справляться с подобными проявлениями "человеческого фактора" - с помощью терпения и доброжелательности. Потому что в коллективе (где из 360 работников лишь 70 мужчины) приживаются исключительно те, кто любит пассажиров, понимает и принимает людей со всеми их недостатками и достоинствами, не устает отдавать другим частицу себя - обычно безвозмездно.

Впрочем, не всегда: в книге жалоб и предложений днепропетровского вокзала сотни душевных отзывов о его работниках - дежурных, дикторах, носильщиках, работниках залов ожидания, багажного отделения, справочного бюро.

"Благодарю Вас за чуткое отношение к людям, - написал в одном из последних отзывов житель Черкасс Владислав Петрович Евтушенко. - Не везде тебя так гостеприимно встречают. Пусть Бог щедро благословит Вас и Ваши семьи здоровьем, любовью, радостью и миром".

Пусть. Чтобы и завтра железнодорожные ворота Днепропетровска были настежь распахнуты для горожан и гостей города, подобно душам сотрудников днепропетровского вокзала.

 

Любопытные факты жизни днепропетровского железнодорожного вокзала

- Сегодня вокзал Днепропетровск-Главный - самый крупный круглогодичный вокзал Приднепровской железной дороги. Вместе с ж/д вокзалами Киева, Харькова, Львова и Одессы он входит также в "пятерку" крупнейших украинских вокзалов. Общая площадь его зданий - 9 тыс. квадратных метров, а территории - 30 тыс. квадратных метров. На днепропетровском вокзале действуют 9 железнодорожных путей, 5 пассажирских платформ.

- С 2002 года днепропетровский вокзал шесть раз признавался лучшим на сети Укрзализныци, около десяти раз - на Приднепровской железной дороге.

- Неизменной музыкальной "визиткой" днепропетровского вокзала, которой встречают все фирменные поезда и поезда категории Интерсити+, многие годы остается "Песня о Днепропетровске" в исполнении Иосифа Кобзона.

- До капитального ремонта вокзальные комнаты отдыха представляли собой восьмиместные "мини-общежития" с аналогичными удобствами. Сегодня здесь душевые, телевизоры, холодильники, кондиционеры, удобная современная мебель, что ежегодно привлекает до 4-5 тысяч человек.

- Днепропетровский вокзал перевозит не только пассажиров, но и их багаж, а также автомобили (на маршрутах Днепропетровск-Киев-Днепропетровск и Киев-Симферополь-Киев). Кроме того, вокзал оказывает услуги по грузоперевозкам между станциями, совершающими багажные операции.

- Вещи, забытые пассажирами на вокзале или в камерах хранения, хранятся на вокзале еще 30 дней, затем их передают на дорожный склад реализации. Самым курьезным невостребованным "содержимым" камер хранения днепропетровского вокзала стал… кот породы "сфинкс", прибывший из Нефтеюганска. Работникам вокзала пришлось искать ему новых хозяев.