Разговоры о необходимости реконструкции Одесского аэропорта ведутся давно. Во всяком случае, не один десяток лет. И только год назад решили от слов перейти к делу. Распоряжением городского головы была создана рабочая группа по разработке предложений по дальнейшему развитию КП «Международный аэропорт Одесса».
Уже есть конкретные результаты. В частности, разработан детальный план реконструкции, рассчитанный вплоть до 2020 года. И он уже начал воплощаться в жизнь: завершены первоочередные работы по ремонту ныне действующей полосы. Своего рода разбег перед дальним полетом. Благо, что возможности аэропорта - прежде всего финансовые - это позволяют.
Ну а дальше-то что? Хватит ли топлива (то бишь средств), чтобы долететь до конечной точки маршрута? Вот главный вопрос, который заботит сейчас членов рабочей группы. Ясное дело: участие инвесторов.
Стоит отметить, предложения от инвесторов поступают из разных стран и континентов. Только за последнее время их набралось около двух десятков. Крупные бизнесмены хоть сейчас готовы выложить большие деньги (на дальнейшие работы потребуется более 200 млн. долл.). Но при этом выдвигают свои условия: аренда, приватизация, концессия и т. п. Иначе говоря, город должен поступиться своими интересами.
— Мы не можем пойти на это, — рассказывает председатель рабочей группы профессор Николай Андриенко. — Сегодня ни руководство аэропорта, ни рабочая группа не готовы выслушивать общие рассуждения о том, как хорошо бы увеличить объемы грузовых и пассажирских перевозок. Мы ждем конкретных предложений: какая форма инвестиций, на каких условиях. Наши остаются неизменными. Аэропорт должен сохраниться в коммунальной собственности. Это раз. И второе: возможна только совместная форма деятельности. Потенциальные инвесторы начинают это понимать.
В конце прошлой недели рабочая группа собралась на очередное заседание — заслушали инвестиционные предложения крупной российской компании «Базовый элемент», которой владеет миллиардер Олег Дерипаска. Это такие аэропорты, как Домодедово, Сочи и ряд других. Не обошлось без комплиментов в адрес хозяев.
— Одесса расположена в уникальном месте, располагает большими возможностями для расширения авиаперевозок, — говорила руководитель авиационного сектора компании «Базовый элемент» Рано Джураева.
Назвала и конкретную сумму, которую готовы предоставить ее хозяева, — 220 млн. евро. Однако дальше выяснилось, что будущее аэропорта компании видится в развитии прежде всего внутренних перевозок. Что, в общем-то, не характерно для Одессы, ориентирующейся в основном на внешние связи. Взять хотя бы «7-й км» или морской порт. Да само название — «международный аэропорт Одесса» — тоже о многом говорит. Сошлись на том, что делегация взяла тайм-аут: чтобы глубже изучить вопрос и выработать более конкретные предложения. Естественно, получив добро у своего руководства.
А вот рабочая группа брать передышку не может. И на этом же заседании рассматривался еще один вопрос — предпроектные предложения по реконструкции аэровокзального комплекса. Архитектурная мастерская Юрия Беликова представила два варианта. И оба одинаково интересны! Чем-то они напоминают внешне гребень морской волны в разных ее проявлениях. И в том и в другом проекте предусмотрены и двухуровневый паркинг, и гостиница, и выставочный комплекс, и бизнес-центр.
— Оба варианта хороши, — поделился председатель рабочей группы Николай Андриенко. — Настолько, что наши потенциальные инвесторы высказались по этому поводу: вот бы их еще и совместить. Важно, что в обоих случаях предусмотрен модульный принцип строительства, что позволит и дальше расширять аэрокомплекс, сохраняя его идею и внешний облик. Учтены все новейшие достижения в мире по архитектуре, дизайну, по обслуживанию авиапассажиров. И что тоже очень важно — аэропорт будет продолжать функционировать. Теперь эти проекты вместе с высказанными замечаниями направляются на рассмотрение градостроительного совета, и уже скоро мы будем иметь эскизный проект.
Иллюстрации предоставлены рабочей группой.